Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<__.>,
Члены Комиссии:
<__.>,
в присутствии:
<__.>,
рассмотрев 26 октября 2017 года жалобу ООО <__.> (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства здравоохранения Республики Мордовия (далее - Заказчик), Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0109200002417002245 на закупку лекарственного препарата "Ипратропия бромид + Фенотерол", предназначенного для обеспечения льготных категорий граждан в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на 2017 г. (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 19 октября 2017 г. поступила жалоба от Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 23.10.2017 N 720 рассмотрение жалобы назначено на 26.10.2017 года в 12 часов 15 минут. В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 26.10.2017 года.
Заявитель считает, что при проведении данной закупки не подлежат применению положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1289), поскольку, по его мнению, в настоящее время существует единственный лекарственный препарат отечественного производства под торговым наименованием "Ипратерол-натив" раствор для ингаляций 0,25 мг+0,5 мг/мл/20 мл. N1, производства ООО <__.>, Россия, отвечающий характеристикам, установленным в аукционной документации по позиции 2 Технического задания.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании комиссии Мордовского УФАС России возражали против довода жалобы, указывая на законность действия аукционной комиссии.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия аукционной комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа и аргументы их представителей, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 25.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение N 0109200002417002245 на закупку лекарственного препарата "Ипратропия бромид + Фенотерол", предназначенного для обеспечения льготных категорий граждан в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на 2017 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 898 540 рублей 84 копейки.
Дата и время окончания подачи заявок: 03.10.2017 в 12:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 05.10.2017
Дата проведения аукциона в электронной форме: 09.10.2017 г.
Время проведения аукциона: 13 часов 00 минут.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН "Ипратропия бромид + Фенотерол".
Информация об указанном препарате содержится в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2017 год.
Постановление N 1289 применяется в отношении лекарственных препаратов, включенных в указанные перечни.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Информация об установлении ограничения, предусмотренного Постановлением N 1289, содержится в пункте 25 Информационной карты документации об электронном аукционе.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано четыре заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 05.10.2017 N0109200002417002245-1 все заявки допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.10.2017 N0109200002417002245-3 заявки участников электронного аукциона с порядковыми номерами NN3,4 признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, заявки с порядковыми номерами NN1,2 отклонены на основании: "п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- заявка на участие в электронном аукционе не соответствует п. 25 Раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе;
- положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе: заявка содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства".
Победителем признано ООО <__.>, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Заявитель в жалобе просит проверить действия аукционной комиссии на предмет правильности применения Постановления N 1289.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 является подзаконным нормативным правовым актом, специальной нормой в рамках национального режима, предусмотренного статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно совместной позиции Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России, выраженной в письме N 6723-ЕЕ/Д28и/ЦС-14384/19/25-0/10/2-1416/АЦ/15615/16 от 14.03.2016 при осуществлении закупок лекарственных препаратов способом электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
В первых частях заявок участником закупки с порядковым номером 1 продекларирована страна происхождения поставляемого препарата - по позиции N1 Российская Федерация, по позиции 2 - Германия, что подтверждается материалами дела. Участником N2 продекларирована страна происхождения поставляемого препарата по позиции N1 - Российская Федерация, по позиции 2 - Италия, что подтверждается материалами дела. Участниками NN3,4 продекларирована страна происхождения поставляемого препарата по позициям N1,2 - Российская Федерация, что подтверждается материалами дела.
Участник закупки с порядковым номером заявки 3 в составе второй части заявки представил Сертификат соответствия товара N 7021003247, выданный в Российской Федерации на товары "Ипратерол-аэронатив" аэрозоль для ингаляций дозированный, 20 мкг/доза + 50 мкг/доза (МНН Ипратропия бромид+Фенотерол), РУ ЛП-003359 и "Ипратерол-натив" раствор для ингаляций, 0,25 мг/мл + 0,5 мг/мл (МНН Ипратропия бромид+Фенотерол), РУ ЛП-002166 производства ООО <__.>, России.
Участник закупки с порядковым номером заявки 4 в составе второй части заявки представил Сертификат соответствия товара N 6021008364, выданный в Российской Федерации на товары "Ипратерол-аэронатив" аэрозоль для ингаляций дозированный, 20 мкг/доза + 50 мкг/доза (МНН Ипратропия бромид+Фенотерол), РУ ЛП-003359 и "Ипратерол-натив" раствор для ингаляций, 0,25 мг/мл + 0,5 мг/мл (МНН Ипратропия бромид+Фенотерол), РУ ЛП-002166 производства ООО <__.>, России; а также Сертификат соответствия товара N 7065000137, выданный в Российской Федерации на товары "Ипратерол-аэронатив" аэрозоль для ингаляций дозированный, 20 мкг/доза + 50 мкг/доза (МНН Ипратропия бромид+Фенотерол), РУ ЛП-003359 и "Ипратерол-натив" раствор для ингаляций, 0,25 мг/мл + 0,5 мг/мл (МНН Ипратропия бромид+Фенотерол), РУ ЛП-002166 производства <__.>, России.
Между тем, поставка по данному Аукциону осуществлялась по 2 позициям Технического задания аукционной документации.
При наличии 2 заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления N 1289 и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, иные заявки участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член ЕАЭС, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, признаются не соответствующими требованиям и подлежат отклонению.
Вместе с тем, согласно ч.3 Постановления N1289 при заключении и исполнении контракта, предметом которого является поставка лекарственного препарата с соблюдением ограничений, предусмотренных настоящим постановлением, не допускается замена лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке (окончательном предложении), содержащей предложение о поставке лекарственного препарата.
На основании вышеизложенного, комиссия Мордовского УФАС России делает вывод, что в заявках участников с порядковыми номерами N 3 и N 4 содержатся предложения о поставке одного и того же производителя лекарственного препарата, так как отсутствует возможность определить, товар какого производителя будет поставлен по позициям 1,2 Технического задания документации об Аукционе и следовательно отсутствуют условия для применения Постановления N 1289.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя (заявка N1), заявки N2 требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках внеплановой проверки Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), согласно ч. 1 ст. 13 которого лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона об обращении лекарственных средств перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержит Государственный реестр лекарственных средств.
Как было установлено, согласно данным официального сайта Государственного реестра лекарственных средств препарат с МНН Ипратропия бромид + фенотерол, аэрозоль для ингаляций дозированный 20 мкг+0,5 мг/доза (в переводе на мкг - 500 мкг/доза) не зарегистрирован на территории Российской Федерации. При этом в данный реестр занесены указанные лекарственные средства с дозировкой 20 мкг+50 мкг/доза.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, при указании дозировки препарата с МНН Ипратропия бромид + фенотерол, аэрозоль для ингаляций дозированный 20 мкг+0,5 мг/доза, была допущена ошибка.
Таким образом, установление указанной в документации о закупке дозировки препарата с МНН Ипратропия бромид + фенотерол аэрозоль для ингаляций дозированный 20 мкг+0,5 мг/доза, не соответствует ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Данное правонарушение свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 78-од от 05.08.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО <__.> на действия на действия аукционной комиссии Министерства здравоохранения Республики Мордовия, Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике при проведении электронного аукциона N 0109200002417002245 на закупку лекарственного препарата "Ипратропия бромид + Фенотерол", предназначенного для обеспечения льготных категорий граждан в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на 2017 г. обоснованной.
2. Признать действия аукционной комиссии нарушением ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
3. Признать действия Заказчика нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 26 октября 2017 г. N 658
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2017