Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24996-ЭП/17 от 20.10.2017) на действия Заказчика, Организатора закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на реконструкцию и техническое перевооружение автобусного парка N1 СПб ГУП "Пассажиравтотранс" по адресу: Санкт-Петербург,ул. Хрустальная, д. 22 (этапы 1.1, 1.2 I-го этапа строительства (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0572500000217000172. Начальная (максимальная) цена контракта - 300 908 921, 42 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, Организатора закупки в части утверждения аукционной документации не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, в частности, Заявитель указывает на то, что документация содержит требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые могут быть известны после проведения испытаний и могут быть представлены участником только при наличии товара; в составе документации отсутствует проектная документация на выполнение работ, что не позволяет участнику закупки определить потребности Заказчика.
Заказчик, Организатор закупки с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, пояснив, что документация об аукционе соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе, содержит в своем составе проектную документацию, необходимую для выполнения работ I-го этапа строительства.
Ознакомившись с представленными Заказчиком, Организатором закупки документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с Приложением N2 к Техническому заданию документации установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Так, например, в отношении товарной позиции N2 "Плиты теплоизоляционные ГОСТ 22950-95" (ГОСТ 22950-95 "Плиты минераловатные повышенной жесткости на синтетическом связующем. Технические условия") Заказчиком установлены следующие показатели характеристик товара:
- Прочность на сжатие при 10% деформации - не менее 70 кПа,
- Предел прочности на отрыв слоев - не менее 15 кПа,
- Прочность на сжатие при 10%-ной деформации после сорбционного увлажнения - не менее 80 кПа,
- Массовая доля органических веществ - не более 10%.
В соответствии с п. 8 ГОСТ 22950-95, вышеперечисленные показатели определяются методами испытаний:
Размеры, разность длин диагоналей, плотность, массовую долю органических веществ, влажность определяют по ГОСТ 17177.
Пробу для определения влажности, содержания органических веществ составляют из пяти точечных проб, отобранных в четырех углах и в центре каждой плиты, попавшей в выборку.
Теплопроводность определяют по ГОСТ 7076, ГОСТ 30256 или
ГОСТ 30290. Образцы для испытания вырезают по одному из каждой плиты, попавшей в выборку.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что для определения соответствующих характеристик товара с целью их дальнейшего указания в первой части заявки участник закупки должен приобрести соответствующий товар.
Аналогичные требования к показателям товаров, которые определяются только методами испытаний установлены, в том числе, и к следующим товарным позициям: "Плиты теплоизоляционные", "Мембрана", "Сетка", "Клей", "Песок карьерный", "Арматурная сталь", "Трубы", "Пожарная подставка раструбная", "Песок", "Трубы", "Отвод", "Тройник", "Переход", "Компенсационный узел", "Подушка", "Мастика", "Изол".
Таким образом, Заказчиком, Организатором закупки в документации о закупке установлены требования к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний в соответствии с методами испытаний, установленными соответствующими государственными стандартами.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к физико-механическим, химическим и иным показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний предприятием-изготовителем на каждую партию товара, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе, а также не соответствует требованиям ч. 6 ст. 66 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Следовательно, в части доводов об установлении в документации о закупке избыточных требований к товарам, которые определяются путем проведения испытаний товара, жалоба Заявителя признана обоснованной.
В остальной части жалобы Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными по следующим основаниям.
2. В части доводов, касающихся установлении требований к товару по товарной позиции 24 "Тройник", не соответствующих требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС констатирует, что указанное утверждение Заявителя не основано на нормах действующего законодательства и не подтверждается материалами дела. Так из пояснений Заказчика следует, что указанный товар представляет собой изготовленное и отрезков (сегментов) полиэтиленовой трубы, изготовленной по ГОСТ 18599-2001 методом стыковой сварки. Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о допустимости применения ГОСТ 18599-2001 в отношении товарной позиции 24.
3. В части доводов Заявителя об отсутствии в составе документации об аукционе проектной документации, что не позволяет участнику закупки определить потребности Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
В силу ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 12.1, 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Ознакомившись с размещёнными на официальном сайте документами и сведениями, в том числе, с документацией о проведении рассматриваемого аукциона, Комиссия УФАС приходит к выводу, что документация об аукционе содержит в качестве приложений сметные расчеты, а также проектную документацию.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Комиссия УФАС оставляет без рассмотрения утверждения подателя жалобы о не соответствии отдельных положений проекта контракта, содержащегося в составе документации об аукционе положениям Гражданского кодекса, поскольку вопросы проверки соответствия положений проекта контракта нормам гражданского законодательства не относятся к компетенции Комиссии УФАС.
При этом Комиссия УФАС не установила нарушения требований Закона о контрактной системе при установлении в составе проекта контракта условия о сроках оплаты услуг субподрядных организаций.
Так согласно п. 2.3.10. проекта контракта, Подрядчик обязан: Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
При этом Закон о контрактной системе не устанавливает запретов на установление подобного рода условий.
Комиссия УФАС также находит необоснованным утверждение подателя жалобы о том, что проект контракта, содержащийся в составе документации об аукционе, не содержит предусмотренного Законом о контрактной системе условия о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов).
Проанализировав содержание проекта государственного контракта, Комиссия УФАС констатирует наличие в его составе положений, предусмотренных ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в том числе, условий о порядке и сроках оплаты выполненных по контракту работ.
Комиссия УФАС также находит не основанными на нормах законодательства о контрактной системе доводы Заявителя о несоответствии требованиям Закона о контрактной системе, установленного в Проекте контракта условия, содержащегося в п. 2.3.12, предусматривающего получение подрядчиком лично, по доверенности Заказчика, за свой счет, без изменения сроков выполнения работ по контракту все необходимые для производства работ разрешения, согласования, по поручению и от имени Заказчика оформлять, переоформлять ордер Государственной административно-технической инспекции на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с актуализировать согласования проектной документации и т.п., требуемые государственными органами, уполномоченными организациями или требование получения которых подрядчиком прямо установлено действующим законодательством.
Так, Закон о контрактной системе не устанавливает требования к порядку оформления сопутствующих выполнению работ, являющихся предметом рассматриваемого аукциона документов, равно как и не закрепляет обязательного установления в проекте контракта полного перечня документов, получение которых предусмотрено действующим градостроительным законодательством и необходимых для надлежащего выполнения работ, являющихся предметом контракта.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что Заявителем была подана заявка на участие в рассматриваемом аукционе, из содержания которой следует, что ООО "ТоннельГеоСтрой" выражает свое согласие исполнить работы, являющиеся предметом рассматриваемого аукциона в соответствии с требованиями документации об аукционе. В связи с указанным,Комиссия УФАС приходит к выводу, что допущенное Заказчиком нарушение Закона о контрактной системе не препятствовало участникам закупки сформировать свое предложение и подать заявку на участие в рассматриваемом аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС принимает решение об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТоннельГеоСтрой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 октября 2017 г. N 44-4229/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2017