Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25190-ЭП/17 от 23.10.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на поставку мебельной продукции (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 18.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002517000175. Начальная (максимальная) цена контракта - 413 017 654, 52 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе, в частности, податель жалобы полагает, что Заказчиком нарушены требования законодательства о контрактной системе, предъявляемые к порядку оценки заявок, устанавливаемому Заказчиком в конкурсной документации. Также податель жалобы полагает, что конкурсная документация не содержит существенных сведений о закупаемых услугах, позволяющих определить потребности Заказчика, в частности, Заявитель указывает, что конкурсная документация не содержит информации о плане расстановки закупаемой мебели. Кроме того, Заявитель полагает, что установленное в документации требование о необходимости подтверждения опыта участника закупки ограничивает количество участников рассматриваемого конкурса.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком, Уполномоченным органом документами и сведениями, заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В конкурсной документации (раздел 12 части II "Специальная часть. Инструкция участникам") установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
Цена контракта (ЦК) (п. 12.10.1).
Значимость критерия: 70%.
Коэффициент значимости критерия: 0,7.
Предмет оценки критерия: при оценке заявок по данному критерию наибольшее количество баллов получает предложение участника конкурса с наименьшей ценой контракта. В случае, если в заявке участника закупки указана цена государственного контракта, превышающая начальную (максимальную) цену, конкурсная заявка такого участника отклоняется как не соответствующая требованиям конкурсной документации, другие показатели заявки не рассматриваются.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена контракта" (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если ,
ЦБi= |
(Цmax-Цi) |
x100, |
Цmax |
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" (п. 12.10.2).
Значимость критерия: 30%.
Коэффициент значимости критерия: 0,3.
Для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема.
2) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей.
3) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами.
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника закупки" равна 100%.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется по формуле:
НЦБi = Ci1+Ci2+_+Cik,
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию;
Ciк - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Расчет значения Cik осуществляется по формуле:
Cik = Pi * Zk / 100,
где:
Pi- значение в баллах, присвоенных по показателю;
Zk- значимость показателя.
Дробное значение Cik, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании таблицы:
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя % |
|
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема | |||
Наличие исполненного контракта/договора, сумма которого составляет 20% и более процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса |
100 баллов |
10 |
|
отсутствие или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
||
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей | |||
Наличие складских и/или производственных помещений площадью 30 000 м2и более |
Наличие |
100 баллов |
60 |
отсутствие или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
||
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами | |||
Наличие трудовых ресурсов в количестве 100 человек и более |
100 баллов |
30 |
|
Отсутствие или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации, порядок оценки и присвоения баллов.
По критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема": поставками сопоставимого характера будут являться поставка мебели аналогичной предмету конкурса за последние 3 года (до даты подачи заявки на участие в конкурсе). При этом учитываются ранее исполненные контракты (договоры), при исполнении которых к участнику закупки не применялись штрафные санкции.
Под контрактом (договором), аналогичным предмету конкурса принимается контракт (договор) на поставку мебели, включая ее сборку, сумма которого составляет 20% и более процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса. Контракт (договор), сумма которого менее 20% начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса (лота) или контракт (договор) на поставку других видов товаров, оказание услуг, выполнение работ, не будут приняты комиссией к рассмотрению и оценке.
Наличие опыта по данному критерию подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненной формой "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" (приложение N 4 к Специальной части конкурсной документации); заполненной формой "Исполненный контракт/договор" (форма заполняется для каждого контракта/договора) (приложение N 4.1 к Специальной части конкурсной документации), копией исполненного контракта/договора на поставку мебели, аналогичной предмету конкурса за последние 3 года (до даты подачи заявки на участие в конкурсе), со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов приема-передачи товара (при наличии), копий накладных (при наличии), копий счетов-фактур (при наличии), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров.
В случае несоответствия сумм указанных в исполненном контракте (договоре) и отчетных документах (актах приема-передачи, накладных,счетах-фактур), к такому контракту (договору), комиссия будет учитывать суммы указанные в отчетных документах.
В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту/договору и/или не предоставления форм "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" и "Исполненный контракт/договор", либо выявления несоответствия сведений в представленных документах формам "Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" и "Исполненный контракт/договор", комиссия не будет учитывать объем по такому контракту/договору.
Для целей расчета баллов по показателю комиссия учитывает наличие исполненного контракта (договора), удовлетворяющего требованиям настоящего пункта. В случае наличия у участника настоящего конкурса исполненного контракта/договора, сумма которого составляет 20% и более процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса и удовлетворяющего требованиям настоящего пункта, по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема" присваивается 100 баллов.
По критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных и/или арендованных производственных мощностей" участник предоставляет: Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: заполненная форма "Наличие складских и/или производственных помещений площадью 30 000 м2 и более" (по форме приложения N 5 к Специальной части), копии договора аренды (в случае аренды), копия свидетельства о регистрации права собственности на помещение либо копия выписки из ЕГРП при регистрации недвижимого имущества с 15.07.2016 г. (собственное или арендодателя), копия технического или кадастрового паспорта занимаемого помещения.
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении материально-технологического ресурса, не предоставления формы "Наличие складских и/или производственных помещений площадью 30 000 м2 и более" в отношении материально-технического ресурса, не соответствие информации содержащейся в форме "Наличие складских и/или производственных помещений площадью 30 000 м2 и более" в отношении материально-технического ресурса предоставляемым участником документам, комиссия не засчитывает наличие такого помещения.
В случае выявления в представленных документах недостоверной информации, не предоставлении формы "Наличие складских и/или производственных помещений площадью 30 000 м2 и более" начисление баллов по данному показателю не производится.
По критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами":
оценивается наличие в штате участника конкурса сотрудников в количестве 100 человек и более работающих в организации, имеющих опыт работы не менее 2 лет.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки является наличие у участника закупки трудовых ресурсов в количестве 100 человек и более.
За сотрудника отвечающего требованиям заказчика по настоящему показателю критерия оценки принимается сотрудник участника конкурса, с опытом работы не менее 2 лет и принятый в штат участника конкурса на постоянной основе.
Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник заполняет форму "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала".
Сведения, указанные в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов: штатного расписания участника, приказа о назначении, трудовой книжки.
В случае отсутствия в составе заявки одного или нескольких документов, указанных в предыдущем абзаце, такой сотрудник не учитывается в общем количестве сотрудников.
Подсчет итогового рейтинга.
Итоговый рейтинг i-го участника закупки определяется как сумма произведений критериев ЦБi , НЦБi на соответствующий коэффициент значимости критерия:
IRi=0,70х ЦБi +0,30х НЦБi
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник конкурса, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника конкурса присваивается первый порядковый номер.
Проанализировав вышеприведенные положения порядка оценки заявок в рассматриваемом конкурсе, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки". В частности, порядок оценки заявок по рассматриваемому критерию не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки в составе заявки на участие в конкурсе сведениями.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как отмечалось ранее для целей расчета баллов по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей" (далее - Обеспеченность материально-техническими ресурсами) в конкурсной документации установлено следующее:
- наличие складских помещений площадью 30 000 м2 и более - 100 баллов;
- отсутствие складских помещений площадью 30 000 м2 или не предоставление подтверждающих документов - 0 баллов.
Согласно объекту закупки и требованиям технического задания к поставке требуется мебельная продукция в количестве 17418 шт.
В п. 1.5.2. технического задания и п. 4.1 проекта контракта установлены поэтапные сроки поставки товара:
1-й этап поставки - в срок не позднее 30 ноября 2017 года, согласно спецификации N 1 (Приложение N 1 к контракту) (3363 шт.).
2-й этап поставки - в срок не позднее 29 декабря 2017 года, согласно спецификации N 2 (Приложение N 1 к контракту) (13938 шт.).
3-й этап поставки - в срок не позднее 28 февраля 2018 года, согласно спецификации N 3 (Приложение N 1 к контракту) (117 шт.).
В соответствии с п. 2.4 технического задания поставка мебели будет считаться осуществленной после выполнения следующих сопутствующих работ, услуг:
- доставка товара по адресу: Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20 литера А;
- разнос по этажам, сборка, расстановка;
- поддержание полного ассортимента;
- разгрузка, включая услуги грузчиков и специальные средства;
- вывоз упаковки.
В связи с тем, что Заказчику требуется поэтапная поставка товара, участник закупки, а впоследствии победитель конкурса, не обязан обладать складскими помещениями для хранения всей партии товара (17418 шт.). При этом, конкурсной документацией предусмотрена поставка товара по адресу заказчика и его разнос по этажам здания заказчика, что указывает на то, что участнику закупки также не обязательно наличие складских помещений в установленном порядком оценки заявок объеме (30 000 м2 и более).
Тем более очевидно, что мебель, требуемая к поставке, хранится у производителя/поставщика в разобранном и упакованном виде, и, очевидно занимает меньший объем, чем собранная мебель. Вместе с тем, согласно требованиям документации о закупке сборка мебели производится на территории заказчика.
Следовательно, Заказчику при установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе следовало, руководствуясь ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, учесть требования Технического задания документации, в том числе, проекта контракта, и установить по показателю "Обеспеченность материально-техническими ресурсами" дополнительные пропорциональные значения объема складских помещений участников закупки.
В данном случае, участники закупки, обладающие, например, складскими помещениями объемом менее 30000 м2 (10000 м2, 15000 м2, 20000 м2) получат 0 (ноль) баллов, несмотря на то, что площадь таких складских помещений достаточна для выполнения условий поставки мебели и условий контракта.
Кроме того, в силу положений конкурсной документации при оценке заявок также оценивается наличие в штате участника конкурса сотрудников в количестве 100 человек и более работающих в организации, имеющих опыт работы не менее 2 лет.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что предоставление сведений о наличии трудовых ресурсов, состоящих в штате организации участника и имеющих стаж работы не менее 2 лет, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе, не отвечающего требованиям ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, и не сопоставимого с требованиями Технического задания.
3. В остальной части жалобы Комиссия УФАС находит необоснованными утверждения Заявителя.
Так, проанализировав положение в части порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема", Комиссия УФАС не усматривает фактов ограничения количества участников рассматриваемого конкурса, поскольку Заявителем в нарушении ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Комиссия УФАС также не усматривает, что отсутствие в составе конкурсной документации поэтажного плана расстановки противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Заявителем не представлено объективных доказательств невозможности определения потребности Заказчика и как следствие невозможности сформировать участниками закупки соответствующих предложений.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Югстройконструкция" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в рамках проведения внеплановой проверки по делу N 11-256/17 от 24.10.2017.
4. Материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика не передавать в связи с их передачей в рамках дела N 11-256/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 октября 2017 г. N 44-4231/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2017