Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Лекон" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 25537/17 от 26.10.2017) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений под размещение амбулаторно-профилактического учреждения амбулаторного типа со стоматологическим отделением и гериатрическим отделением с дневным стационаром СПб ГБУЗ "ГП N 71" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 26.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002117000055. Начальная (максимальная) цена контракта - 37 314 200,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части рассмотрения первой части его заявки на участие в аукционе не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.10.2017 N0172200002117000055-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 2) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "1. Заявка не соответствует п. 3.1. Раздела 3 Части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме": в заявке участника не предоставлены конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме в Приложении N2 к Техническому заданию, а именно:
Позиция 78 (Пульт контроля и управления.) - Значение нижней границы диапазона показателя напряжения питания от резервированного источника питания постоянного тока не соответствует требованиям ТЗ.
Требования Технического задания: Напряжение питания от резервированного источника питания постоянного тока - менее 9 - 30 В.
В заявке: Напряжение питания от резервированного источника питания постоянного тока - 8 - 28 В.
Комментарий: Согласно разделу 5 части III "Техническое задание" документации, в случае, когда диапазонное значение сопровождается словом "менее_-_", участник должен предложить значение диапазона менее установленного заказчиком по двум границам. Таким образом, в этих случаях участник должен указать меньшее значение диапазона по двум границам (т.е. уже имеющегося в отношении всего диапазона), однако в из представленных значений показателей в заявке следует, что диапазон был расширен.
2. В заявке не предоставлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: Сведения о конкретных показателях используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Позиция 20 (Плитка.) - Информация о товаре, предоставленная в составе первой части заявки участником закупки не соответствует требованиям ГОСТ 6787-2001.
В соответствии с положениями раздела 2 Технического задания качество и безопасность выполненных работ, материалов (комплектующих и оборудования), используемых при выполнении работ, должно соответствовать требованиям заказчика, установленным в Приложении N2 к Техническому заданию, в том числе, позиция плитка тип 1 должна соответствовать ГОСТ 6141-91 Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия.
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ 6787-2001 на монтажной поверхности каждой плитки должен быть товарный знак предприятия-изготовителя.
В заявке: товарных знаков (их словесных обозначений) производители не имеют.
Таким образом, плитка, соответствующая указанному выше ГОСТу 6787-2001, обязательно должна иметь товарный знак предприятия-изготовителя. Если плитка товарного знака предприятия-изготовителя не имеет, то она не может быть признана соответствующей ГОСТу 6787-2001, следовательно, и положениям документации об электронном аукционе.
Позиция 43 (Пластина резиновая.) - Информация о товаре, предоставленная в составе первой части заявки участником закупки не соответствует требованиям ГОСТ 7338-90.
В соответствии с положениями раздела 2 Технического задания качество и безопасность выполненных работ, материалов (комплектующих и оборудования), используемых при выполнении работ, должно соответствовать требованиям заказчика, установленным в Приложении N2 к Техническому заданию, в том числе, позиция пластина резиновая должна соответствовать ГОСТ 7338-90 Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия.
Согласно пункту 1.4.1 ГОСТ 7338-90 на каждую пластину должны быть четко нанесены товарный знак или наименование предприятия-изготовителя и товарный знак.
В заявке: товарных знаков (их словесных обозначений) производители не имеют.
Таким образом, пластина резиновая, соответствующая указанному выше ГОСТу 7338-90, обязательно должна иметь товарный знак или наименование предприятия-изготовителя и товарный знак. Если пластина резиновая товарного знака не имеет, то она не может быть признана соответствующей ГОСТу 7338-90, следовательно, и положениям документации об электронном аукционе.
Позиция 61 (Унитаз) - Информация о товаре, предоставленная в составе первой части заявки участником закупки не соответствует требованиям ГОСТ 15167-93.
В соответствии с положениями раздела 2 Технического задания качество и безопасность выполненных работ, материалов (комплектующих и оборудования), используемых при выполнении работ, должно соответствовать требованиям заказчика, установленным в Приложении N2 к Техническому заданию, в том числе, позиция унитаз должна соответствовать ГОСТ 30493-96 Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры; ГОСТ 15167-93 Изделия санитарные керамические. Общие технические условия; ГОСТ 15062-83 Сиденья для унитазов. Технические условия; ГОСТ 21485-2016 Бачки смывные и арматура к ним. Общие технические условия.
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ 15167-93 на каждом изделии должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя и сорт изделия.
В заявке: товарных знаков (их словесных обозначений) производители не имеют.
Таким образом, унитаз, соответствующий указанному выше ГОСТу 15167-93, обязательно должен иметь товарный знак предприятия-изготовителя. Если унитаз товарного знака предприятия-изготовителя не имеет, то он не может быть признан соответствующий ГОСТу 15167-93, следовательно, и положениям документации об электронном аукционе.
Позиция 62 (Умывальник.) - Информация о товаре, предоставленная в составе первой части заявки участником закупки не соответствует требованиям ГОСТ 15167-93.
В соответствии с положениями раздела 2 Технического задания качество и безопасность выполненных работ, материалов (комплектующих и оборудования), используемых при выполнении работ, должно соответствовать требованиям заказчика, установленным в Приложении N2 к Техническому заданию, в том числе, позиция умывальник должна соответствовать ГОСТ 30493-96 Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры; ГОСТ 15167-93 Изделия санитарные керамические. Общие технические условия.
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ 15167-93 на каждом изделии должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя и сорт изделия.
В заявке: товарных знаков (их словесных обозначений) производители не имеют.
Таким образом, умывальник, соответствующий указанному выше ГОСТу 15167-93, обязательно должен иметь товарный знак предприятия-изготовителя. Если умывальник товарного знака предприятия-изготовителя не имеет, то он не может быть признан соответствующий ГОСТу 15167-93, следовательно, и положениям документации об электронном аукционе.".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлены СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 71" (далее - Заказчик) в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке.
Согласно п. 78 "Пульт контроля и управления" Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Напряжение питания от резервированного источника питания постоянного тока - менее 9 - 30 В.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 5 Части III документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "В случае, когда диапазонное значение сопровождается словом "менее_-_", участник должен предложить значение диапазона менее установленного заказчиком по двум границам.".
Аукционная комиссия Уполномоченного органа в протоколе рассмотрения первых частей указала следующее: "Таким образом, в этих случаях участник должен указать меньшее значение диапазона по двум границам (т.е. уже имеющегося в отношении всего диапазона)".
Вместе с тем, инструкция не содержит порядок заполнения, согласно которому по рассматриваемому показателю участник закупки должен представить диапазон значений уже установленного Заказчиком. Кроме того, диапазон значений "8-28" уже диапазона "9-30".
Согласно инструкции участник закупки должен указать значение диапазона менее установленного Заказчиком по двум границам.
Заявителем в первой части заявки представлен диапазон значений, каждое из значений которого менее установленного Заказчиком, что соответствует инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно п. 20 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование к товару "Плитка", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 6787-2001 (пп. 1 п. 2 раздела 2 Части III документации о закупке).
Аукционная комиссия Уполномоченного органа отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя в связи с непредоставлением товарного знака, предоставление которого, по мнению аукционной комиссии, является обязательным.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии).
В соответствии с пп. 5.3.1 п. 5.3 "Маркировка" ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" на монтажной поверхности каждой плитки должен быть товарный знак предприятия-изготовителя.
В соответствии с пп. 5.3.2, пп. 5.3.3. ГОСТ 6787-2001 каждая упаковочная единица должна иметь маркировку. Маркировка может быть нанесена непосредственно на упаковку или этикетку, которую наклеивают на упаковку. Маркировка также может быть произведена с помощью ярлыков, прикрепляемых к упаковке. Маркировка должна быть отчетливой и содержать: наименование, товарный знак и адрес предприятия-изготовителя;
В соответствии с п. 6.12 ГОСТ 6787-2001 каждая партия плиток или ее часть, поставляемая в один адрес, должна сопровождаться документом о качестве, в котором указывают наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак и адрес.
Законодательством о контрактной системе не установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе товарного знака предприятия-изготовителя.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать сведения о товарном знаке товара (при его наличии).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В соответствии со ст. 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Комиссия УФАС установила, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять действия, направленные на регистрацию товарного знака (средства индивидуализации).
Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака в установленном законодательством порядке свидетельствует об отсутствии его правовой защиты как средства индивидуализации.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Исходя из вышеуказанной нормы, гражданское законодательство допускает использование незарегистрированных обозначений в отношении товаров при условии, что такие обозначения не создают вероятность смешения с зарегистрированным товарным знаком, что также подтверждает отсутствие законодательно установленной обязанности регистрации товарного знака.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации также определяют товарный знак как средство индивидуализации товара.
При этом аукционная комиссия Уполномоченного органа отказа в допуске к участию в аукционе по п. 20 Приложения N 2 к Техническому заданию в связи с непредоставлением товарного знака предприятия-изготовителя, требование о предоставлении которого Законом о контрактной системе не установлено.
Следовательно, у аукционной комиссии Уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для отказа первой части заявки Заявителя на основании непредоставления товарного знака предприятия-изготовителя.
Аналогичные основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя указаны в протоколе рассмотрения первых частей заявок по п.п. 43, 61, 62 Приложения N 2 к Техническому заданию.
Согласно п. 43 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товару "Пластина резиновая", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 7338-90 (пп. 1 п. 2 раздела 2 Части III документации о закупке).
В соответствии с п. 1.4.1 ГОСТ 7338-90 пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия на каждую пластину должны быть четко нанесены товарный знак или наименование предприятия-изготовителя и товарный знак.
При этом ГОСТ 7338-90 также не содержит указание на то, что пластины должны иметь товарный знак товара, а не товарный знак предприятия-изготовителя.
Согласно п.п. 61, 62 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам "Унитаз" и "Умывальник", а также установлено требование о соответствии данных товаров ГОСТ 15167-93 (пп. 1 п. 2 раздела 2 Части III документации о закупке).
В соответствии с пп. 5.3.1 п. 5.3 "Маркировка" ГОСТ 15167-93 "Изделия санитарные керамические. Общие технические условия" на каждом изделии должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя и сорт изделия.
В соответствии с пп. 5.3.2 п. 5.3 ГОСТ 15167-96 маркировка должна наноситься на невидимых поверхностях изделий.
Таким образом, товарный знак наносится на поверхность изделия, при этом товарный знак предприятия-изготовителя.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, сведения о товарном знаке, который наносится на невидимую поверхность товара, могут отсутствовать у участника закупки на момент подачи первой части заявки на участие в аукционе. Следовательно, при отсутствии у участника закупки товара в наличии возможность для предоставления в первой части заявки на участие в аукционе достоверных сведений о товарном знаке, который будет нанесен на невидимую поверхность товара, также отсутствует.
Вывод Комиссии УФАС о необходимости наличия товара в наличии также основан на пп. 6.2 ГОСТ 15167-93, согласно которому установлено: "Изделия принимают партиями. Размер партии устанавливают в количестве не более суточной выработки изделий, изготовленных по одной технологии в одинаковых условиях.
Каждая партия должна состоять из изделий одного вида и типа и оформлена одним документом о качестве, который должен содержать:
- наименование предприятия-изготовителя;
- номер партии и дату изготовления;
- вид изделия и его условное обозначение;
- количество изделий;
- обозначение настоящего стандарта;
- отметку о приемке изделий техническим контролем.".
На основании пп. 6.2 ГОСТ 15167-93, следует, что сопроводительные документы на товар также не содержат сведения о товарном знаке товара.
В соответствии с пп. 5.2.12 ГОСТ 15167-93 на монтажной и невидимой поверхностях изделий всех сортов допускаются дефекты, указанные в таблице 1, если они не препятствуют монтажу или эксплуатации. Следовательно, информация, нанесенная на невидимую поверхность, может быть недоступна для восприятия при наличии дефектов поверхности.
В соответствии с пп. 5.4.1, пп. 5.4.2 ГОСТ 15167-93 при отгрузке потребителю, в том числе при отгрузке в торговую сеть, изделия упаковывают в дощатые обрешетки типов 1-1, 1-2 и IV по ГОСТ 12082, решетчатые дощатые ящики по ГОСТ 2991, ящики из гофрированного картона, в термоусадочную пленку по нормативно-технической документации, в контейнеры по ГОСТ 20435 и ГОСТ 15102, при этом допускается изделия укладывать без упаковки с перекладкой древесной стружкой по ГОСТ 5244, бумажной или картонной макулатурой по ГОСТ 10700 или опилками; изделия в контейнерах укладывают по схемам, разработанным предприятием-изготовителем. Изделия или ящики из гофрированного картона с изделиями формируют в пакеты на поддоне с обвязкой стальной проволокой или упаковывают в термоусадочную пленку.
На основании изложенного, законодательством о контрактной системе не установлено требование о предоставлении в первой части заявки сведений о товарном знаке предприятия-изготовителя; законодательством Российской Федерации не установлена обязанность хозяйствующих субъектов по осуществлению действий, направленных на регистрацию товарного знака; предметом закупки является товар, который не содержит в сопроводительной документации сведения о товарном знаке товара, а товарный знак предприятия-изготовителя становится известным после приобретения партии товара.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что у аукционной комиссии Уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для отказа первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.10.2017 N0172200002117000055-1.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок на участие в аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лекон" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 ноября 2017 г. N 44-4280/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2017