Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой
М.В. Мельникова |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
ООО "Энерго-Систем-Калининград"
Заказчика - администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" |
Д.А. Подтоптанного
Д.В. Манукина
|
уполномоченного представителя;
уполномоченного представителя; |
в отсутствие представителей ООО "Мириам", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом
рассмотрев жалобу ООО "Мириам" (вх. N 6269 от 20.10.2017) (далее - Заявитель) на действия единой комиссии заказчика - администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству беговой дорожки г. Зеленоградске Калининградской области (извещение N 0135300003817000165) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 19.10.2017 поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, при проведении Аукциона единая комиссия Заказчика необоснованно признала победителем Аукциона ООО "Офисные системы", поскольку указанное ООО не обладало необходимым опытом выполнения работ, наличие которого требовалось в соответствии с требованиями документации об аукционе (п. 21 Информационной карты документации об аукционе). О данном факте свидетельствует отсутствие информации о заключенных договорах победителем Аукциона в Единой информационной системе.
Просит провести проверку.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной, поскольку отсутствие в Единой информационной системе информации о заключенных ранее победителем Аукциона контрактах в подтверждение опыта выполняемых работ не может приниматься во внимание, так как согласно требованиям документации об аукционе, в подтверждение своего опыта участниками закупки могли представляться не только государственные и муниципальные контракты, не обязательные к размещению в Единой информационной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
25 сентября 2017 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0135300003817000165 о проведении Аукциона, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 178 220,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 12 октября 2017 года на участие в Аукционе подано 13 (тринадцать) заявок.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 17 октября 2017 года победителем Аукциона признано ООО "ОФИСНЫЕ СИСТЕМЫ" (238210, Калининградская обл., Гвардейский р-н, Гвардейск г., ул. Горная, д.2) с предложением о цене контракта - 9 286 734,10 руб.
1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 19 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе установлены следующие требования к содержанию заявки на участие в аукционе:
Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе.
Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Пунктом 21 "Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 (документы, входящие во вторую часть заявки)" Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе установлены следующие требования:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ* строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
*Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительством Российской Федерации устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок указанным дополнительным требованиям (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В целях реализации указанных требований Правительством Российской Федерации принято Постановление от 4 февраля 2015 г. N 99, в котором в том числе установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.
Согласно позиции 2 приложения N 1 к названному постановлению к участникам закупки на выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, принимая во внимание, что в документации об Аукционе (п.21 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукциона в электронной форме) Заказчиком установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а заявка ООО "Офисные системы", как было установлено при изучении указанной заявки на заседании Комиссии не содержала документов, указанных в п. 21 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукциона в электронной форме, единой комиссией Заказчика в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе принято необоснованное решение о признании заявки победителя Аукциона соответствующей требованиям, установленным документации об аукционе, в связи с чем жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.
2. Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно приложению к приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" описанием вида разрешенного использования земельного участка "Спорт" является: размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины, трассы и спортивные стрельбища).
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки являются работы по устройству беговой дорожки г. Зеленоградске Калининградской области.
Пунктом 1.1 проекта контракта определено, что Заказчик поручает, а Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по устройству беговой дорожки г. Зеленоградске Калининградской области.
Пункт 1.2 проекта контракта определяет, что указанные в п. 1.1 работы выполняются генеральным подрядчиком в соответствии, в том числе, со сметной документацией.
Согласно п. 14.2 статьи 1 ГрК капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с Локальной сметой N 4, размещенной в составе документации об аукционе, выполнению подлежат, в том числе, следующие работы: устройство цементобетонных покрытий однослойных средствами малой механизации, толщина слоя 20 см; армирование подстилающих слоев и набетонок; демонтаж трибуны; устройство фундаментных плит железобетонных; устройство основания под трубопроводы; укладка безнапорных трубопроводов из полиэтиленовых труб; устройство круглых сборных железобетонных канализационных колодцев.
Заказчик, установив требования к участникам закупке о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также установив дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99, также относит работы, указанные в Локальной смете N 4, размещенной в составе документации об аукционе, к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
В соответствии со статьей 48 ГрК проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 ГрК и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (далее - Положение).
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, отсутствие проектной документации в полном объеме в составе документации об аукционе означает, что Заказчиком не установлены требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта.
В ходе заседания по рассмотрению жалобы Заявителя Комиссией установлено отсутствие в ЕИС опубликованной в полном объеме проектной документации на работы по устройству беговой дорожки г. Зеленоградске Калининградской области, предусмотренные документацией об Аукционе.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что отсутствие проектной документации в полном объеме для работ, выполняемых в соответствии с документацией об Аукционе, является нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно подпункту 8 пункта 34 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе установлены требования к участникам аукциона в электронной форме:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом СРО, в которой состоит участник аукциона, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
При этом, в документации об аукционе в нарушение пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе отсутствует требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих членство в соответствующей саморегулируемой организации.
4. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная указанным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона, в том числе, указываются, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении Аукциона в нарушение части 3 статьи 7, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мириам" обоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию муниципального образования "Зеленоградский городской округ" нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать единую комиссию заказчика нарушившей пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Предписание не выдавать в связи с выданным предписанием по делу N КС-273/2017.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
Ю.К. Быстрова |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 26 октября 2017 г. N КС-274/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2017