Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старший государственный инспектор, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СК "Пантерра" на действия аукционной комиссии Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБДОУ "Детский сад N 3 "Солнышко", г. Норильск, Центральный район, ул. Кирова, д. 18 А", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы", установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО СК "Пантерра" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: аукционная комиссия приняла неправомерное решение об отказе в допуске до участия в электронном аукционе заявки подателя жалобы.
Аукционная комиссия и общество своих представителей на рассмотрение жалобы не направили.
От заказчика до рассмотрении жалобы поступили пояснения по доводам жалобы и ходатайство о рассмотрении жалобы без представителя заказчика.
Из содержания жалобы следует, что ООО СК "Пантерра" подало заявку на участие в электронном аукционе, однако аукционная комиссия приняла неправомерное решение об отказе в допуске до участия в электронном аукционе заявке общества. Податель жалобы считает, что заявка соответствует требования аукционной документации.
Из письменных пояснений заказчика следует, что заявка на участие в электронном аукционе не соответствовала требованиям документации, так ООО СК "Пантерра" не указало в своей заявке единицу измерения такого показателя как "звукопоглощение", что не соответствует требованиям документации электронного аукциона.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МБДОУ "Детский сад N 3 "Солнышко", г. Норильск, Центральный район, ул. Кирова, д. 18 А".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из смысла пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
На основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.10.2017 подателю жалобы (заявка номер 5) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям: "Отказать в допуске на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе. Обоснование принятого решения: Участником закупки предоставлена информация о конкретных показателях товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, не соответствующих значениям, установленным Документацией об аукционе, а именно:- "Панели потолочные" п. 27 Приложения N 2 к Техническому заданию документации об аукционе. Требование документации: "звукопоглощение, не менее 0,75". Предложение участника закупки: "звукопоглощение, 0,75,". В соответствии с п.4 Инструкции "Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения".
Согласно пункту 9.2.10 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты, содержащему требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой первая часть заявки должна содержать "Согласие участника аукциона на выполнение работы/оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренным в Приложении N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
(Во избежание пропуска наименований товаров, отраженных в Приложении N 2 части II "Техническое задание" - ведомости материальных ресурсов настоящей документации об аукционе, Участник аукциона может воспользоваться непосредственно самой ведомостью материальных ресурсов и предоставить её в составе первой части заявки, дополнив её соответствующими сведениями, оговоренными выше, при этом, наименование страны происхождения товара необходимо указывать в отношении каждого товара в отдельности).
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Кроме того, Комиссия установила, что в составе аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки, которая содержит требования по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а именно "В случае отсутствия в описании объекта закупки указания на единицы измерения показателей (либо наличия технических опечаток в единицах измерения показателей) их следует читать в соответствии с нормами действующих государственных стандартов. Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения. В случае альтернативной (эквивалентной) единицы измерения участник имеет возможность предоставить соответствующее значение параметра товара с учетом альтернативной (эквивалентной) единицы измерения. В случае несоответствующей единицы измерения нормам требуемого ГОСТа, нормативной документации участник может предоставить единицу измерения, в соответствии с требованиями ГОСТа, нормативной документации".
Однако комиссия по рассмотрению жалобы отмечает, что заказчиком не в техническом задании, не в ведомости материалов (Приложение 2 к техническому заданию) не даны ссылки на ГОСТы с указанием их номеров.
Согласно техническому задания для материала "Панели потолочные" заказчик установил в пункте 27 следующие показатели "Панели потолочные с комплектующими, поверхность белая, размер не более 600х600мм, толщина плитки не менее 12, тип материала - минеральное волокно, звукопоглощение, не менее 0,75, светоотражение не менее 80%, влагостойкость, более 69%, вес не более 2,20 кг/м2". Как видно из указанных характеристик заказчиком не определены единицы измерения для показателей "толщина плитки", "звукопоглощение".
Как указано в инструкции электронного аукциона в случае отсутствия в предложении к объекту закупки указания на единицы измерения показателей их следует читать в соответствии с нормами действующих государственных стандартов и требованиями аукционной документации.
Податель жалобы в первой части заявки указал следующие показатели в пункте 27. Панели потолочные с комплектующими, поверхность белая, размер 600х600мм, толщина плитки 12 мм, тип материала - минеральное волокно, звукопоглощение 0,75, светоотражение 80%, влагостойкость, 70%, вес 2,20 кг/м2. Страна происхождения Россия", обществом не указана единица измерения для показателя "звукопоглощение 0,75".
Комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание на следующее. Единица измерения физической величины представляет собой величину, принятую по соглашению за основание для количественной оценки величин, качественно однородных с нею.
Основные способы снижения уровня шума - это звукопоглощение и звукоизоляция.
Звукопоглощение - снижение энергии отраженной звуковой волны при взаимодействии с преградой. Осуществляется путем рассеивания энергии, ее перехода в тепло, возбуждения вибраций. Звукопоглощение оценивают по среднему показателю в диапазоне частот 250-4000 Гц и обозначают с помощью коэффициента звукопоглощения. Этот коэффициент может принимать значение от 0 до 1 (чем ближе к 1, тем соответственно выше звукопоглощение).
Коэффициент звукопоглощения определяется в так называемой акустической трубе и подсчитывается по формуле:
А(зв)=Е(погл)/Е(пад)
Е(пад) = Е(рас) + Е(прош)
где А(зв) - коэффициент звукопоглощения; Е(погл) - поглощённая звуковая волна; Е(пад) - падающая звуковая волна; E(отр) - отраженная звуковая волна; Е(рас) - звуковая волна, рассеянная в материале; Е(прош) - звуковая волна, прошедшая через материал.
Звукопоглощающие материалы отличаются волокнистым, зернистым или ячеистым строением и делятся на группы по степени жесткости: твердые, полужесткие, мягкие.
- У твердых материалов объемная масса составляет 300-400 кг/м3 и коэффициент звукопоглощения порядка 0,5. Производят на основе гранулированной либо суспензированной минеральной ваты. Сюда же относятся материалы, в состав которых входят пористые заполнители - вермикулит, пемза, вспученный перлит.
- Группа полужестких материалов включает в себя минераловатные или стекловолокнистые плиты с объемной массой от 80-130 кг/м3 и коэффициентом звукопоглощения в пределах 0,5-0,75. Сюда же входят звукопоглощающие материалы с ячеистым строением - пенополистирол, пенополиуретан и т. п.
- Мягкие звукопоглощающие материалы производят на основе минеральной ваты или стекловолокна. В эту группу входят маты или рулоны с объемной массой до 70 кг/м3 и коэффициентом звукопоглощения 0,7-0,95. Сюда же относятся такие всем известные звукопоглотители, как вата, войлок и т. д.
Согласно ГОСТ 23499-2009 "Материалы и изделия звукоизоляционные и звукопоглощающие строительные. Общие технические условия" следует, что характеристики звукопоглощения, а именно коэффициент звукопоглощения, а также индекс звукопоглощения не содержат единицы измерения.
Таким образом, комиссия красноярского УФАС приходит к выводу, что у участников закупки отсутствует возможность в определении единицы измерения в связи с тем обстоятельством, что заказчиком в техническом задании ГОСТ и единицы измерения по данному пункту не определены, ГОСТ 23499-2009 не содержат единицы измерения звукопоглощения. Соответственно аукционная комиссия не имела права отклонять участника закупки по данному основанию.
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание вышеуказанные положения аукционной документации, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях аукционной комиссией усматриваются признаки нарушения статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.35, 3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО СК "Пантерра" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушавшей требования статьи 67 Закона о контрактной системе
3. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем повторного рассмотрения заявки ООО СК "Пантерра".
4. Аукционной комиссии, электронной площадке отменить протоколы принятые в ходе проведения закупки.
5. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении членов аукционной комиссии.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 октября 2017 г. N 1778
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2017