Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МедИнВест" (далее также - податель жалобы) на действия аукционной комиссии заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "ЭА 113/17 Поставка изделий медицинского назначения: наборы для эмболизации маточных артерий для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200040917000135, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 25.10.2017 поступила жалоба ООО "МедИнВест" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" (далее - заказчик) и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Тимаков И.И. (доверенность N 08 от 09.01.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил, своевременно представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что ООО "МедИнВест" подало заявку на участие в электронном аукционе (заявка номер 2). По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе по следующей причине: "Участник N 2 не допущен по причине непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: непредоставление конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе. Участник N 2 не указал диаметр и длину иглы, предлагаемого к поставке товара (позиция N 7)".
Податель жалобы считает, что предоставил все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5.4 Информационной карты, предложенная им "Игла проводниковая" производства Biometrix Ltd. (Государство Израиль) имеет все перечисленные размеры диаметров, внутреннего просвета и длин.
При этом, по мнению подателя жалобы, заказчик в описании функциональных, технических и качественных характеристик товара (в позиции N 7 Приложения N 2 к информационной карте) указывая "Диаметр 18Ga, 19GA, 20GA, 21GA. Внутренний просвет 0.021", 0.045". Длина 3.8, 4, 7,9 см.", а именно, перечисляя данные размеры через запятую (не используя в описании слов "либо", "или", "от", "до") подразумевает наличие всех диаметров, внутренних просветов и длин игл.
От аукционной комиссии поступили письменные пояснения, согласно которым весь перечисленный в описании объекта закупки расходный материал является "Набором для эмболизации маточных артерий". Каждая часть набора является единым целым и служит дополнением друг друга, с целью проведения высокотехнологичной процедуры эмболизации маточных артерий. Так каждый проводник, интродьюсер, игла, катетер используются на определенных этапах процедуры и должны быть полностью совместимы друг с другом.
При определении технических характеристик данного набора (разные производители предлагают отличающиеся характеристики аналогов) участникам необходимо исходить из типов и видов, предлагаемых ими изделий, в соответствии с запрашиваемыми характеристиками, так при использовании интродьюсера с меньшим диаметром проводника можно использовать иглу с меньшим внутренним просветом. Так как участник предложил стандартный интродьюсер с проводником 0.035", соответственно он должен был выбрать соответствующую этому проводнику иглу. В заявке участника игла не была выбрана (не указаны конкретные параметры - длина, диаметр, внутренний просвет). В связи с чем аукционная считает решение об отклонении заявки участника N 2 за непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, правомерным, а также просит признать жалобу от ООО "МедИнВест" необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "ЭА 113/17 Поставка изделий медицинского назначения: наборы для эмболизации маточных артерий для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями".
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что в пункте 5.4 Информационной карты аукционной документации предусмотрены аналогичные вышеизложенным требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. При этом участникам закупки было сообщено о том, что необходимо предоставить конкретные показатели предлежащего поставке товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и наименование страны происхождения товара.
Согласно пунктам 1.7, 2.4 Информационной карты аукционной документации описание объекта закупки, в том числе, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки содержатся в Приложении N 2 к информационной карте аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
Проанализировав указанный раздел аукционной документации, Комиссия установила предъявление заказчиком следующих требований к объекту закупки:
N п/п |
Наименование |
Технические характеристики |
Ед.изм |
Кол-во |
1 |
ИнтродьюсерMedikit |
ИнтродьюсерMedikit. Материал - рентгеноконтрастный полиуретан. Диаметр 5F. ДляДлина канюли,11 см. Несминаемость трубки при прохождении изгибов. Трехстворчатый дизайн клапана интродьюсера. Силиконовое покрытие клапана интродьюсера. Цветовая маркировка интродьюсеров в зависимости от диаметра. В каждой упаковке интродьюсер комплектуется коротким проводником J-тип, 0.035". |
штука |
83 |
2 |
Диагностический проводник Starter |
Диагностический проводник Starter Проводник внутрисосудистый для проведения диагностических процедур на коронарных и периферических артериях. Диаметр проводника: 0,035". Материал проводника - нержавеющая сталь. Тефлоновое покрытие проводника. Гидрофильное покрытие рабочей дистальной части проводника на всем протяжении для облегчения прохождения в сложных поражениях. Длина проводника - 180 см. Наличие форм кончика проводника - J-образная. Радиус J-загиба 3 мм. Длина гибкой дистальной части 10 мм. Наличие "двусторонних" проводников. Возможность выбора проводников с фиксированным и нефиксированным внутренним стержнем. Гидрофильное покрытие по всей длине. |
штука |
83 |
7 |
Игла проводниковая (пункционная)со стандартным |
Игла проводниковая (пункционная)со стандартным или укороченным скосом, наличие двухсторонних игл с крылышками, без крылышек. Со стилетом, без стилета. Диаметр 18Ga, 19GA, 20GA, 21GA. Внутренний просвет 0.021", 0.045". Длина 3.8, 4, 7, 9 см. HQ - 1510 |
штука |
83 |
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссия отмечает, что аукционная документация не содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая регламентировала бы действия участников закупки при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе при виде в описании объекта закупки определенных слов, знаков препинания, символов и т.д.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.10.2017, размещенном в единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, подателю жалобы (заявка N 2) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно, по причине непредоставления конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, поскольку участник не указал диаметр и длину иглы, предлагаемого к поставке товара (позиция N 7). Заявка N 1 согласно указанному протоколу допущена к участию в электронном аукционе.
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы (заявка N 2), представленной в адрес Красноярского УФАС России аукционной комиссией и оператором электронной площадки, Комиссия установила, что указанным участником закупки было осуществлено следующее предложение в отношении товара, являющегося объектом закупки:
N п/п |
Торговое наименование товара, производитель (страна происхождения) |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара, предлагаемого к поставке |
Ед.изм |
Кол-во |
7 |
Игла проводниковая производства Biometrix Ltd. (Государство Израиль) |
Игла проводниковая (пункционная)со стандартным скосом, наличие двухсторонних игл с крылышками, без крылышек. Со стилетом, без стилета. Диаметр 18Ga, 19GA, 20GA, 21GA. Внутренний просвет 0.021", 0.045". Длина 3.8, 4, 7, 9 см. HQ - 1510 |
штука |
83 |
Вместе с тем, заявка N 1 содержала следующую информацию о показателях предлагаемого к поставке товара:
N п/п |
Наименование |
Технические характеристики |
Ед.изм |
Кол-во |
7 |
Игла проводниковая (пункционная)со стандартным |
Игла проводниковая (пункционная)со стандартным скосом, наличие двухсторонних игл с крылышками, без крылышек. Со стилетом, без стилета. Диаметр 18Ga. Внутренний просвет 0.045". Длина 7 см. HQ - 1510 Производитель: "Биометркс Лтд", Израиль |
штука |
83 |
Таким образом, участники закупки по-разному отнеслись к запятой, использованной заказчиком при описании объекта закупки. При этом запятой заказчиком отделены следующие показатели иглы проводниковой: "наличие двухсторонних игл с крылышками, без крылышек"; "Со стилетом, без стилета"; "Диаметр 18Ga, 19GA, 20GA, 21GA"; "Внутренний просвет 0.021", 0.045""; "Длина 3.8, 4, 7, 9 см".
Аукционная комиссия же признала конкретизированными значения показателей иглы проводниковой, указанные в виде "наличие двухсторонних игл с крылышками, без крылышек", "Со стилетом, без стилета", и неконкретизированными - значения показателей, указанные в виде "Диаметр 18Ga, 19GA, 20GA, 21GA"; "Внутренний просвет 0.021", 0.045""; "Длина 3.8, 4, 7, 9 см".
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что однозначно и единообразно оценить требования, предъявленные к показателям товара, являющегося объектом закупки, не представляется возможным, в том числе, невозможно определить, значения каких показателей, перечисленных через запятую, необходимо представлять в заявке полным перечнем, а каких - одним числовым значением, выбранным из допустимого перечня. Указанные сложности в понимании условий аукционной документации вследствие использования заказчиком при описании требований к товарам с использованием преимущественно одного знака - запятой, а также вследствие отсутствия в аукционной документации инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая раскрывала бы значения использованных заказчиком в описании объекта закупки слов, знаков препинания, символов и т.д.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Комиссия отклоняет довод аукционной комиссии о том, что участнику (заявка N 2) необходимо было выбрать иглу, соответствующую предложенному интродьюсеру с проводником 0,035", поскольку в описании объекта закупки заказчиком указан единственный возможный проводник с диаметром 0,035". Таким образом, сами условия аукционной документации предполагают, что интродьюсеру с проводником 0,035" может соответствовать проводниковая игла с любыми указанными в описании объекта закупки характеристиками: "Диаметр 18Ga, 19GA, 20GA, 21GA. Внутренний просвет 0.021", 0.045". Длина 3.8, 4, 7, 9 см".
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что в данном случае заказчиком допущены нарушения при утверждении аукционной документации, а именно, при описании объекта закупки, в том числе, выразившиеся в невключении заказчиком в состав аукционной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Указанные действия заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Поскольку аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе и не позволяет однозначно определить ее требования, Комиссия приходит к выводу о том, что дать оценку действиям аукционной комиссии, совершенным при рассмотрении первых частей заявок, в рассматриваемом случае не представляется возможным. В связи с чем доводы подателя жалобы не подлежат признанию обоснованными.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "МедИнВест" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "МедИнВест" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 октября 2017 г. N 1786
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2017