Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - муниципального казенного учреждения "Дирекция муниципального заказа" городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - МКУ "ДМЗ" ГО "Город Й-Ола"):
(доверенность N б/н от 23.10.2017),
в отсутствие представителей заявителей - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"), общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - ООО "Новострой"), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой" на положения аукционной документации электронного аукциона на капитальный ремонт детского сада на 108 мест, расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 27 "а" (I этап) (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308300022917000042 от 25.09.2017),
установила:
МКУ "ДМЗ" ГО "Город Й-Ола" проводится электронный аукцион на капитальный ремонт детского сада на 108 мест, расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 27 "а" (I этап) (номер извещения на официальном сайте 0308300022917000042 от 25.09.2017).
В Марийское УФАС России поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой" на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявители полагают, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалоб не согласился, просил признать жалобы необоснованными, представил письменные пояснения (исх. N 713 от 24.10.2017).
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на капитальный ремонт детского сада на 108 мест, расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 27 "а" (I этап) размещены на официальном сайте 25.09.2017 (код закупки 0308300022917000042).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://roseltorg.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 16 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 20.10.2017 18:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 23.10.2017.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 26.10.2017.
Закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
1. По мнению подателей жалобы, заказчиком в проекте контракта неправомерно определены размеры штрафов.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042) утверждены правила определения размера штрафа и размера пени (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
В соответствии с пунктом 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В пункте 9.5 проекта контракта (приложение N 3 к документации об электронном аукционе) заказчиком установлено, что размер штрафа, определенный законодательством Российской Федерации, установлен в государственном контракте в фиксированном виде в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.
За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, размер штрафа 10 % от цены настоящего контракта, что составляет ________ руб.____ коп.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по настоящему контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа 2,5 % от цены настоящего контракта, что составляет ___________руб. _______коп.
Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, в проекте контракта установлены размеры штрафов.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу пункта 10 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Какой-либо формулы исчисления размера пени указанными Правилами не предусмотрено.
Между тем, в соответствии с пунктами 9.6-9.8 проекта контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке выполненных работ, в том числе отдельных этапов исполнения контракта;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
Сцб- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
9.8. Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, определен размер пени, а также установлена формула ее исчисления в проекте контракта.
Жалобы ООО "Перспектива", ООО "Новострой" в указанной части обоснованы.
2. Согласно жалобе ООО "Перспектива" заказчиком нарушены положения законодательства о контрактной системе в части установления в аукционной документации положений по применению антидемпинговых мер.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 названного закона.
В силу части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контраткной системе в случае, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 указанной статьи, илиинформации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 названной статьи.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 млн. рублей.
Вместе с тем, в пункте 13.4 проекта контракта заказчиком установлено, что в случае, если при проведении аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контраткной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 вышеуказанного закона.
Аналогичные сведения содержатся в пункте 13 информациоонной карты (приложение N 1 к документации об электронном аукционе).
Поскольку законодательством о контрактной системе применение антидемпинговых мер ставится в зависимость, в том числе, от начальной (максимальной) цены контракта, указание в проекте контракта вариантов, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе одновременно, не представляется возможным.
Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение части 1 статьи 37, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлены положения об антидемпинговых мерах.
Жалоба ООО "Перспектива" в указанной части обоснована.
3. Согласно жалобе ООО "Новострой" из положений аукционной документации, а также проекта контракта невозможно определить срок окончания действия контракта, в связи с чем предоставление банковской гарантии, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, не представляется возможным.
В пункте 3.1 проекта контракта (приложение 3 к аукционной документации) определен срок выполнения работ - с момента заключения контракта до 29 декабря 2017 года.
В соответствии с пунктом 15.1 проекта контракта контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения обязательств сторонами.
В пункте 2.6 проекта контракта установлено, что работы оплачиваются заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 14 рабочих дней с момента подписания обеими сторонами акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма NКС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма NКС-3) и на основании счета (счета - фактуры) подрядчика.
Из пояснений заказчика следует, что из совокупности указанных пунктов возможно рассчитать сроки действия контракта, а также получить соответствующую банковскую гарантию.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 названного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к обеспечению исполнения контракта установлены заказчиком в пункте 13.3 проекта контракта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Согласно статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
При этом, из содержания частей 2-7 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что контракт может быть заключен и более чем через десять дней.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком не определен конкретный срок действия контракта, что в свою очередь в последуещем может привести к отказу заказчика в принятии банковской гарантии в связи с несоответствием срока действия данной гарантии.
Следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Новострой" в указанной части обоснована.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" обоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новострой" обоснованной.
3. Признать в действиях муниципального казенного учреждения "Дирекция муниципального заказа" городского округа "Город Йошкар-Ола" нарушение части 5, 7, 8 статьи 34, части 1 статьи 37, части 3, 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать муниципальному казенному учреждению "Дирекция муниципального заказа" городского округа "Город Йошкар-Ола" обязательное для исполнения предписание.
5. Передать метериалы дела 02-06/183-17 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25 октября 2017 г. N 02-06/183-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2017