Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ФКУ "ГУ АЗ Минфина России": А.Д. Варабина, М.В. Тумасяна,
ООО "АВТОКАСКАД": А.Ю. Катрушенко,
рассмотрев жалобу ООО "АВТОКАСКАД" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ГУ АЗ Минфина России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений и помещений, используемых для общественного питания, нанесению полирующих составов на каменные синтетические напольные покрытия, уборке мусора, снега и наледи с придомовой территории и очистке поверхностей (Закупка N 0373100066917000145) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/52680/17 от 16.10.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлены параметры эквивалентности товаров, конкретные показатели которых участник закупки должен предоставить в составе первой части заявки, поскольку требования "разбросаны" по всему тексту аукционной документации и имеют различное оформление, так например, на стр.104-118 показатели товаров представлены в табличном варианте, на стр.125, 127, 140-141 - сплошным тестом без абзацев и знаков препинания, а в п.2.10 стр.121, п.3.9 стр.122 характеристики товаров "спрятаны" в описании порядка выполнения работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что параметры эквивалентности товаров установлены в соответствии с видом оказываемых услуг, а именно: требования к товарам, используемым при оказании услуг по нанесению полирующих составов на каменные и синтетические напольные покрытия, а также требования к товарам, используемым при оказании услуг по комплексной уборке придомовой территории и очистке поверхностей, что позволяет Заявителю идентифицировать требуемые параметры эквивалентности товаров, используемых при оказании услуг.
Комиссией Управления установлено, что Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представлено документов и доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе в части невозможности определения необходимых к предоставлению в первой части заявки требований к товарам, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам по п. "Щебень: Горные породы, из которых произведен щебень [осадочные и метаморфические породы]; [изверженные породы]; Фракция: 5-40 мм", п. "Моющее средство тип 2: Концентрация рабочего расвора", п. "Дезинфицирующее средство тип 2: Срок годности рабочих растворов".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, содержащие указание на нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе в части установления избыточных требований к товарам по п. "Щебень: Горные породы, из которых произведен щебень [осадочные и метаморфические породы]; [изверженные породы]; Фракция: 5-40 мм", п. "Моющее средство тип 2: Концентрация рабочего расвора", п. "Дезинфицирующее средство тип 2: Срок годности рабочих растворов", в том числе, обоснование ввиду чего указанные требования являются избыточными и подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3) В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком установлено требование, а именно "В срок не позднее 1 (одного) дня с момента заключения Контракта Исполнитель в целях приемки отдельного этапа исполнения Контракта представляет Заказчику по месту оказания Услуг по одному экземпляру (единице) каждого из товаров в соответствии с требованиями ст.94 Закона о контрактной системе", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в составе аукционной документации не указано, каким образом будет проводиться проверка соответствия образцов товаров, при этом, предметом контракта является услуги по уборке, а не поставка товара.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно п.1 ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Представитель Заказчика пояснил, проверка товаров, используемых при оказании услуг и поставляемых в рамках исполнения контракта будет осуществляться на основании представленных Исполнителем экземпляров товара и соответствующих документов на товар (сертификаты, технические паспорта, инструкции, товарно-сопроводительные документы) на соответствие требованиям, установленным Заказчиком в аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование о предоставлении на проверку экземпляров используемых при оказании услуг товаров противоречит п.1 ч.1 ст.33, ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе.
4) В составе жалобы указано, что Заказчиком установлен противоречивый срок действия банковской гарантии, которую должен предоставить победитель аукциона, поскольку в п.40 Информационной карты Заказчиком установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на два месяца, при этом, согласно п.11.3 проекта государственного контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п.11.3 проекта государственного контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Однако, согласно п.40 Информационной карты срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на два месяца.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, поскольку установление противоречивого срока действия банковской гарантии не позволяет верно установить срок действия банковской гарантии при выборе участником закупки данного способа обеспечения контракта.
5) Согласно доводу жалобы, в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, а именно:
- п. "Средство для удаления жевательной резинки", поскольку совокупности требуемых параметров соответствует товар единственного производителя "Биоклин ПВ-101";
- п. "Чистящее средство тип 1", поскольку совокупности требуемых параметров соответствует товар единственного производителя "Hospital Sanitar-Reiniger";
- п. "Моющее средство тип 1", поскольку совокупности требуемых параметров соответствует товар единственного производителя "SOLCLEAN 155 Fussreiniger";
- п. "Средство щелочное тип 1", поскольку совокупности требуемых параметров соответствует товар единственного производителя "Дамос-Шик";
- п. "Универсальное моющее средство тип 2",поскольку совокупности требуемых параметров соответствует товар единственного производителя "NEWGUARD NAC 15";
- п. "Чистящее средство тип 7", поскольку совокупности требуемых параметров соответствует товар единственного производителя "Звезда".
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления не может прийти к выводу о том, что товары, на которые Заказчиком предоставлены Инструкции по применению, отвечают всем установленным требованиям аукционной документации.
На основании вышеизложенного, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания полагать, что товары, предлагаемые Заказчиком на основании Инструкций по применению, отвечают всем установленным требованиям аукционной документации и могут быть предложены участниками закупки в составе первых частей заявок, в связи с чем, приходит к выводу, что требованиям аукционной документации по п. "Средство для удаления жевательной резинки", п. "Чистящее средство тип 1", п. "Моющее средство тип 1", п. "Средство щелочное тип 1", п. "Чистящее средство тип 7" соответствует товары единственных производителей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
6) На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционах, а именно, по товарам: п. "Моющее средство тип2", п. ""Дезинфицирующее средство тип 2", п. "Средство щелочное тип 5", п. "Средство кислотное тип 1", п. "Моющее средство тип 4", п. "Универсальное моющее средство тип 5", п. "Дезинфицирующее средство тип 1", п. "Средство кислотное тип 5", п. "Моющее средство тип 5", п. "Средство кислотное тип 5", п. "Универсальное моющее средство тип 4", п. "Универсальное моющее средство для повседневной уборки".
Конкретные значения вышеуказанных товар не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным товарам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. При этом, например, значение параметра "pH 1% раствора" для товара по п. "Средство кислотное тип 2" регламентирует ГОСТ Р 50550-93 "Товары бытовой химии. Метод определения показателя активности водородных ионов (рН)".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
7) Согласно доводу жалобы, Заказчиком в п.22 Информационной карты установлено, что в составе второй части заявки участник закупки должен предоставить копии свидетельства о государственной регистрации дезинфицирующее средства, используемого при оказании услуг, установленного образца. Вместе с тем, Заказчиком установлены требования к таким товарам, как: п. "Дезинфицирующее средство тип 2", п. "Дезинфицирующее средство тип 1", п. "Дезинфицирующее средство тип 3", п. "Дезинфицирующее средство тип 4", при этом, на официальном сайте национального справочно-аналитического портала о дезсредствах, зарегистрированных на территории Российской Федерации , по всем совокупности установленных требований к товарам отсутствует информация о средствах, которые соответствуют установленным в аукционной документации требованиям.
Представитель Заказчика не представил доказательств о том, какие из зарегистрированных на территории Российской Федерации дезинфицирующих средств, соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Автокаскад" на действия ФКУ "ГУ АЗ Минфина России" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам,а также в части установления неправомерного требования о проверке Заказчиком образцов товаров.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.8 ч.1 ст.64, ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: И.С. Максимов
А.С. Спирякова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 октября 2017 г. N 2-57-12834/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2017