Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГКУ АЗ (КС) ДЗМ: К.М. Габибуллаева,
АО "Фармстандарт": Е.А. Соболевской,
рассмотрев жалобы АО "Фармстандарт" (далее - Заявитель) на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов (Цетуксимаб, Рисперидон, Натализумаб, Инсулин глулизин) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве, в 2017 году (Закупки NN 0173200001417000884, 0873200009817001748, 0873200009817001684, 0873200009817001769) (далее - электронные аукционы, аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/53485/17 от 19.10.2017.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционных документациях, в частности в статье 4 проектов контрактов аукционных документаций, в которых по сути урегулированы положения о приемке товара, не установлен срок оформления результатов приемки со стороны Заказчика, а именно отсутствует срок подписания Заказчиком акта приемки-передачи товара.
На основании ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.4.11 проектов контрактов содержатся следующие положения: "После получения от Поставщика комплекта документов, предусмотренных Техническим заданием, Получатель в течение 5 (пяти) рабочих дней рассматривает результаты и осуществляет приемку поставленных товаров (и сопутствующих услуг) по настоящему Контракту на предмет соответствия их количеству, качеству и иным требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет Поставщику подписанные Получателем учреждения 2 (два) экземпляра Акта приемки-передачи товара (по одному для Заказчика и Поставщика), либо запрос о предоставлении разъяснений относительно поставленных товаров, либо мотивированный отказ от принятия поставленных товаров (и сопутствующих услуг), или акт с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения. В случае отказа Получателя от принятия поставленных товара в связи с необходимостью устранения недостатков Поставщик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком или Получателем, устранить указанные недостатки за свой счет".
Вместе с тем, на основании положений п.4.17 проектов контрактов основанием для оплаты Поставщику поставленного товара является, в частности, подписанный Получателем, Заказчиком и Поставщиком Акт приемки-передачи товара.
При этом как в жалобах указывает Заявитель, в форме Акта приемки-передачи товара в составе аукционных документаций отсутствует соответствующие поля для подписания Получателем, однако это подразумевается вышеуказанными положениями проектов контрактов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалоб и о нарушении Заказчиком ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком установлены неправомерные сроки выполнения требований, а именно, в п.4.11 проектов контрактов установлено: "В случае отказа Получателя от принятия поставленных товара в связи с необходимостью устранения недостатков Поставщик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком или Получателем, устранить указанные недостатки за свой счет".
Таким образом, вышеуказанное положение проектов контрактов определяет возможность Заказчика в одностороннем порядке устанавливать сроки, являющиеся существенными для целей определения сроков в случае одностороннего расторжения контракта на основании п.8.1.1.1 и п.8.1.1.2 проектов контрактов.
Кроме того, Заказчиком также установлены неправомерные положения п.2.5.3 проектов контрактов, согласно которым "Заказчик оплачивает Поставщику товары по цене, указанной в Спецификации (Приложение N 3 к настоящему Контракту) при наличии бюджетного финансирования", что по сути определяет право Заказчика не оплачивать Поставщику поставленные товары в случае отсутствия бюджетного финансирования.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что п.2.5.3 проектов контракта не противоречат действующему законодательству, поскольку основаны на нормах ст.95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, положения ч.6 ст.161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливают, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Так, согласно п.6 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных п.6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Законом о контрактной системе не установлены положения, согласно которым сам факт оплаты привязан к наличию или отсутствию бюджетного финансирования. При этом, обжалуемые положения проектов контрактов создает преимущественные условия Заказчику, заключающиеся в возможности неоплаты поставленного товара.
Кроме того, согласно ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ч.7 ст.17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика.
Согласно положениям ст.190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Учитывая вышеизложенное, указание в контракте в качестве срока оплаты товара, работы, услуги таких условий, как "при наличии бюджетного финансирования", противоречит положениям, предусмотренным ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалоб Заявителя и о нарушении Заказчиком положений ст.95 и ч.13 ст.34 Закона о контрактной системы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы АО "Фармстандарт" на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.13 ст.34, ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.И. Ушкова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
1. ГКУ АЗ (КС) ДЗМ
125284, Москва, ул. Поликарпова, д. 4
2. АО "Фармстандарт"
141700, Московская обл.,г. Долгопрудный, Лихачевский пр-зд,д. 5Б
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-13060/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
25.10.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 25.10.2017 по делу N2-57-13060/77-17, по итогам рассмотрения жалоб АО "Фармстандарт" (далее - Заявитель) на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов (Цетуксимаб, Рисперидон, Натализумаб, Инсулин глулизин) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве, в 2017 году (Закупки NN 0173200001417000884, 0873200009817001748, 0873200009817001684, 0873200009817001769) (далее - электронные аукционы, аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику при заключении государственных контрактов по результатам проведения электронных аукционов NN 0173200001417000884, 0873200009817001748, 0873200009817001684, 0873200009817001769 установить срок подписания Заказчиком Акта приемки-передачи товара и срок устранения недостатков Поставщиком, обнаруженных при приемке товара, а также исключить из п.2.5.3 контрактов слов "при наличии бюджетного финансирования" на основании мотивировочной части решения Московского УФАС России от 25.10.2017 по делу N2-57-13060/77-17 и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедур осуществления закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 25.10.2017 по делу N2-57-13060/77-17.
3. Заказчику в срок до 22.12.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.И. Ушкова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 октября 2017 г. N 2-57-13060/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2017