Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей ИП Неверов Р.Ю.: Девишиной А.В., Ставер И.М.,
в отсутствие представителей ФГБУ "НЦАГИП им. В.И. Кулакова" Минздрава России, уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/52677/17 от 16.10.2017, а также в присутствии третьего лица: Грудачева А.А.,
рассмотрев жалобу ИП Неверов Р.Ю. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НЦАГИП им. В.И. Кулакова" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение медицинского нестерильной одежды и наборов белья для персонала и пациента (Закупка N 0373100013117000141) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований, которые, по мнению Заявителя, могут повлечь ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/52677/17 от 16.10.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в извещении о проведении закупки практически на все изделия установлен код ОКПД2 32.50.50.000: Брюки медицинские хирургические код по ОКПД2 32.50.50.000; Комплект одноразового белья код по ОКПД2 32.50.50.000; Комплект одежды хирургической код по ОКПД2 32.50.50.000; Покрытие защитное одноразовое код по ОКПД2 32.50.50.000; Халат медицинский код по ОКПД2 32.50.50.000; Маска защитная нестерильная код по ОКПД2 32.50.50.000 и т. д. При этом, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, указанный код относится к инструментам и оборудованию медицинскому: 32.5 Инструменты и оборудование медицинские; 32.50 Инструменты и оборудование медицинские; 32.50.5 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие; 32.50.50 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие. Данный код не включает в себя одноразовую медицинскую одежду и белье из нетканых материалов.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пункт 2.2 Постановления N 102 устанавливает, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в Перечень.
Комиссией Управления установлено, что согласно положениям аукционной документации, в частности Извещению о проведении закупки к поставке необходим, в том числе товары: Брюки медицинские хирургические код по ОКПД2 32.50.50.000; Комплект одноразового белья код по ОКПД2 32.50.50.000; Комплект одежды хирургической код по ОКПД2 32.50.50.000; Покрытие защитное одноразовое код по ОКПД2 32.50.50.000; Халат медицинский код по ОКПД2 32.50.50.000; Маска защитная нестерильная код по ОКПД2 32.50.50.000 и т. д. Вместе с тем, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, указанный код относится к инструментам и оборудованию медицинскому: 32.5 Инструменты и оборудование медицинские; 32.50 Инструменты и оборудование медицинские; 32.50.5 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие; 32.50.50 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие. Таким образом, выбранный Заказчиком код по ОКПД2 не соответствует объекту закупки в соответствии с информацией Извещения о проведении закупки и Аукционной документации.
Наряду с этим, Комиссия Управления отмечает в Перечень включен код ОКПД2 14.12.11 Комплекты, костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры мужские производственные и профессиональные; 14.12.21 Комплекты и костюмы, куртки (жакеты) и блейзеры женские производственные и профессиональные; 14.12.30.131 Халаты, фартуки, жилеты и сорочки мужские производственные и профессиональные; 14.12.30.132 Юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья и сорочки женские производственные и профессиональные; 14.12.30.160 Средства защиты от радиации и воздействия других неблагоприятных факторов внешней среды специализированные, не содержащие встроенных дыхательных аппаратов, которые соответствуют объекту закупки Заказчика. При этом, например, код ОКПД2 13.92.12.190 и ОКПД2 13.92.24.140 которые также являются предметов закупки не включены в Перечень.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, по мнению Заявителя, Заказчику в аукционной документации необходимо установить запрет на допуск товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 791), поскольку предметом закупки являются в том числе товары включенные в перечень Постановления N 791, а именно, товары с ОКПД2 13.92.12.190, 13.92.24.140, 13.92.11.110 - входят в группу 13.92 "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)".
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно - товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.
Вместе с тем, в аукционной документации не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 791.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.3 ст.14 и п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе при не установлении в аукционной документации запрета на допуск иностранных товаров.
3. По мнению Заявителя нарушение его прав и законных интересов выразилось в установлении в документации аукциона требований к товарам необходимым к поставке, ограничивающих количество участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводам Заявителя в п.5 "Комплект отца присутствующего на родах, одноразовый, нестерильный" установлено требование "Халат изготовлен из водоотталкивающего нетканого материала, регулируемой застежкой ворота типа "липучка" или эквивалент". Вместе с тем, словами "или эквивалент" сопровождается только указание на товарный знак, параметр "липучка" не является товарным знаком.
Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит требования к товарам, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, совокупности установленных требований к товару п.37 "Впитывающие пеленки" соответствует товар единственного производителя ПАУЛЬ ХАРТМАНН, АГ Германия, а совокупности установленных требований к товару п.39 "Одеяло для согревания пациента с технологией активного самонагревания" соответствует товар единственного производителя Mlnlycke Health Care AB, Швеция.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил сведений о том, товары каких производителей помимо указанных в жалобе соответствуют совокупности требований, установленных документацией об аукционе по п.37 "Впитывающие пеленки" и п.39 "Одеяло для согревания пациента с технологией активного самонагревания".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Неверов Р.Ю. на действия ФГБУ "НЦАГИП им. В.И. Кулакова" Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1 ст.64, ч.3 ст.14, п.7 ч.5 мт.63, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии З.У. Несиев
Д.А. Орехов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 октября 2017 г. N 2-57-12844/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2017