Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
Администрации поселения Московский: Пашетова С.И., Тихонова А.Б.,
ООО "Строительная компания Атюс": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений, находящихся в муниципальной собственности в нежилом здании, расположенном по адресу: г.Москва, г.Московский, мкр.1, д.39/1 (Закупка N 0148300014517000066) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 16.10.2017 NМГ/52406/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно по п. 6 "Противопожарная монтажная пена" (Время сдерживания огня в монтажном соединении 4. Предел звукоизоляции >40. Теплопроводность не >36. Плотность на разрыв >100), п. 11 "Кабель. Тип 1" (Минимальное значение допустимого радиуса изгиба не менее 7,5Dн), п. 30 "Грунтовка водно-дисперсионная" (Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) не >12), п. 42 "Краски водно-дисперсионные" (Расход краски на 1 слой не >300).
По мнению Заявителя, конкретные значения по обжалуемым показателям вышеуказанных товаров не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
Так, например, по п. 30 "Грунтовка водно-дисперсионная" установлено требование "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2) не >12", при этом согласно таблице 1 ГОСТ Р 52020-2003 определяет данный параметр только по результатам испытаний, а именно: "Время высыхания до степени 3 - методы испытаний по ГОСТ19007".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по указанным в жалобе характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушение Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены необоснованно излишние требования по предоставлению документов в составе вторых частей заявок, а также установлены неправомерные дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
На основании п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно доводам жалобы в п. 17.2 Информационной карты установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению. При этом среди данных требований есть требование, о том, что участники закупки должны предоставить документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ, или копии этих документов, а так же предоставить документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, или копии этих документов. Однако в п.12 "Преимущества, предоставляются при осуществлении закупок" информационной карты указано: 12.1 "Учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (предоставляются при условии соответствия статье 28 44-ФЗ)" Не предоставляются. А так же: п. 12.2 "Организации инвалидов; (предоставляются при условии соответствия статье 29 44-ФЗ)." Не предоставляются. Для всех позиций п. 13 Информационной карты "Применение запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств" также указано на неприменение запретов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные пункту Информационной карты Аукционной документации формируются автоматически в системе ЕАИСТ 2.0 и не подлежат корректировке Заказчиком. Кроме того, в соответствие с положениями Аукционной документации при отсутствии преимуществ для определенного круга лицо, то документы подтверждающие право получения данных преимуществ не предоставляются участниками закупки.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст.105 Закона о контактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а также в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, в том числе, не представлены документы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупки, а также каким образом вышеуказанные требования аукционной документации нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и является необоснованными.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены нормы Закона о контрактной системе при составлении Аукционной документации в части установления неправомерных требований к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам:
1) В п.1 "Горячекатаная арматурная сталь" установлено: "Плотности стали 7850. Номер профиля от 10* до 14*. Вид профиля арматурной стали периодический; гладкий. Класс арматурной стали A-I; A-II. Марка стали Ст5сп; Ст5пс; 18Г2С; Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп. Наружный диаметр стержня (d1) не >15,5. Площадь поперечного сечения стержня не более 1,54. Точность изготовления стержней по длине обычная; повышенная. Номинальная высота винтовых выступов (h) не более 1,25. Масса 1 м не менее 0,617". При этом, в соответствие с ГОСТ 5781 для данного товара, из 8-ми перечисленных установленных заказчиком показателей, показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются только 3 из них, а именно "Номер профиля", "Вид профиля арматурной стали", "Класс арматурной стали". Значения показателей "Наружный диаметр стержня (d1)", "Площадь поперечного сечения стержня", "Номинальная высота винтовых выступов (h)", "Масса 1 м" определяются согласно приведенным ГОСТам - в таблицах, все они зависят исключительно от значений первых трех и по своей сути являются вторичными (излишними). Относительно параметра "Марка стали Ст5сп; Ст5пс; 18Г2С; Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп": данный параметр также является излишним, поскольку связан с параметром "Класс арматурной стали A-I; A-II". Аналогичные нарушения допущены Заказчиком в п. 10 "Сталь полосовая", п. 11 "Кабель. Тип 1", п. 12 "Трубы стальные водогазопроводные", п. 18 "Кабель. Тип 2", п. 21 "Кабель. Тип 3", п. 25 "Раствор строительный", п. 26 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок", п. 28 "Двери деревянные внутренние", п. 42 "Краски водно-дисперсионные", п. 22 "Портландцемент".
2) Согласно инструкции по заполнению заявок: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра". При этом, в п. 6 "Противопожарная монтажная пена" установлено требование (Плотность в диапазоне не уже 30*40* кг/м
. Температура применения в диапазоне не уже +6_+34 °C). Подобный прием описания является противоречивы, поскольку: для параметра "Температура применения" установлено два противоречивых требования, т.к. "не уже" противоречит установленному инструкцией смыслу знака "_": крайние граничные значения одновременно и допускаются и не допускаются - часть требуемого значения установлена отдельно от непосредственно числовых значений в другом столбце. Исходя из содержимого графы "требуемое значение" для параметра "Плотность в диапазоне" следует, что диапазон возможных значений включает значения между крайними установленными значениями, но вместе с тем, графа "требуемый параметр" требует указать значения вне установленных пределов. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком в п. 16 "Доводчик для дверей", п. 32 "Извещатель пожарный дымовой", п. 39 "Смесь для затирки швов".
3) В п. 15. "Блок индикаторов" установлено требование: "Индикаторы состояния "ПОЖАР", "ПОЖ.ВНИМАНИЕ", "ОХРАН.ТРЕВОГА", "ТЕХНОЛ.ТРЕВОГА", "НЕИСПРАВНОСТЬ", "ИСКЛЮЧЕНИЕ", "ЛИНИЯ НАРУШЕНА", "НОРМА" ИЛИ АНАЛОГ". При этом, перечисленные виды сигналов являются исключительными отображениями того или оного состояния сети в определенный момент времени. Требованиями не установлено, по каким критериям можно будет определить аналогичность других наименований индикаторов состояния установленным в документации.
3) Согласно инструкции по заполнению заявок установлены условные обозначения: "Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения; Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения; Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему; Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; Символ "
" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему". При этом, в описании требований к товарам заказчиком установлены следующие требования: п. 1 "Горячекатаная арматурная сталь" (Наружный диаметр стержня (d1) не >15,5), п.2 "Источник резервного электропитания" (Емкость одной АКБ не <7), п. 5 "Ламинированное напольное покрытие" (Толщина элемента T не <8. Класс нагрузки не <31), п. 10 "Сталь полосовая" (Ширина не <50), п. 11 "Кабель. Тип 1" (Срок службы кабелей не <25). Таким образом, в описании используются требования в виде условных обозначений, противоречащих инструкции.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия Администрации поселения Московский обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 октября 2017 г. N 2-57-12745/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2017