Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
при участии представителей:
ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве": В.В. Курганова, В.В. Новохатского, Т.С. Варфоломеева,
ООО "Первый элемент": Н.М. Лихачевой,
рассмотрев жалобу ООО "Первый элемент" (далее - Заявитель) на действия ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий для ЛПУ ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" (поставка N12) (Закупка N 0373100084417000252) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/52903/17 от 18.10.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, установленные Заказчиком характеристики требуемых к поставке товаров ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к товарам по позициям 1 и 2 "Зонд желудочно-кишечный" соответствуют товары единственного производителя Portex Smith Medical, по позициям 19 - 24 "Игла спинномозговая" соответствуют товары единственного производителя BBraun, что, по сути, указывает на то, что свободное приобретение таких товаров является невозможным, поскольку в случае обратного, у потенциальных участников закупки, в том числе у Заявителя, не возникли бы трудности при формировании своего предложения в первой части заявки, следовательно, отсутствовала бы необходимость обжалования установления Заказчиком требований к таким товарам.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем медицинских изделий.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом, в случае нецелесообразности разделения уникальных товаров и иных товаров неограниченного круга производителей в отдельные лоты (закупки) в связи с экономическими факторами, Заказчику, для соблюдения интересов потенциальных участников закупки и для недопущения ограничения количества участников закупки необходимо, как минимум, обладать информацией о том, находятся ли уникальные товары в свободном доступе и имеют ли участники закупки возможность закупить и поставить такие товары.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Согласно пояснениям Заказчика, требования к позициям 1 и 2 и 19 - 24 обусловлены имеющейся у учреждения потребностью в получении определенных товаров в указанной в документации комплектации, при этом, представитель Заказчика не указал на то, какими безусловными преимуществами по отношению к аналогичным изделиям обладают товары производителей Portex Smith Medical и BBraun, что не позволяет Комиссии Управления однозначным образом сделать вывод о том, что такая потребность действительно имеется у Заказчика и что указанные товары превосходят аналогичные товары по своим характеристикам, в том числе терапевтическим свойствам.
При этом, представитель Заказчика не пояснил, существует ли на рынке продукции иных производителей, соответствующие требованиям технического задания документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требованиям аукционной документации по позиции 1 и 2 технического задания соответствуют товары единственного производителя Portex Smith Medical, по позициям 19 - 24 технического задания соответствуют товары единственного производителя BBraun, так как иного Заказчиком не доказано.
Помимо этого, представитель Заказчика затруднился пояснить, а также предоставить документы и сведения, свидетельствующие о том, что товары указанных производителей находятся в свободной продаже и что любое лицо, желающее стать участником закупки обладает возможностью закупить и поставить требуемые товары наряду с иными позициями аукционной документации.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении требований об одновременной поставке в рамках одного лота товаров по позициям 1 и 2 "Зонд желудочно-кишечный" производителя Portex Smith Medical, и по позициям 19 - 24 "Игла спинномозговая" производителя BBraun и иных товаров, совокупности требований к которым отвечают товары различных производителей.
2. Согласно доводам жалобы в технической части аукционной документации Заказчиком установлены необъективные требования к товарам которые не позволяют участникам закупки определить потребность Заказчика, а именно требования к размерам товаров по позициям 3 - 11, так например, по п.3 "Катетер для катетеризации периферических вен": Размер должен быть не менее 18G, что, по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку, вышеуказанному требованию будут соответствовать как катетеры с размером 16G, 14G и т.д., также требования к диаметру иглы товаров по позициям 16 - 26 и к размеру товара по позиции 32 установлено с использованием словосочетания "не менее". Также заявитель указывает в жалобе на то, что Заказчиком по позициям 32 - 36 установлены некорректные единицы измерения а именно СН (шкала Шарьер) в то время как размеры данных товаров также измеряются в Fr (Френч), при этом указанные шкалы одинаковые.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что потребность Заказчика удовлетворят товары с любыми размерами не менее указанных Заказчиком, а также пояснили, что единицы измерения в СН являются общепринятыми, при этом, в случае если участники закупки предложат к поставке по позициям 32 - 36 товары, размеры которых будут указаны во Френчах, такие заявки будут признаны соответствующими, поскольку эти шкалы равны.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, а именно не указано каким образом установления требований к параметрам товаров использованием словосочетания "не менее" препятствует определению потребностей Заказчика и не позволяет корректно сформировать первую часть заявки, а также не указано каким образом, установление единиц измерения СН нарушает права и законные интересы Заявителя с учётом того, что указанные шкалы единиц измерения обладают одинаковыми значениями.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Первый элемент" на действия ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" обоснованной в части установления требований к товарам по позициям 1, 2, 19 - 24 совокупности требований к которым соответствуют товары единственных производителей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председатель Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Р.Г. Осипов
Исп. Грешнева Д.С.
8 (495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 октября 2017 г. N 2-57-12873/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2017