Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей:
ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России: В.Б. Кузьмина, Н.В. Сорокина,
в отсутствие представителей ООО "ТехноСтрой", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/52867/17 от 18.10.2017),
рассмотрев жалобу ООО "ТехноСтрой" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт помещений здания ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России (Закупка N 0373100031917000442) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/52867/17 от 18.10.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
-п.14 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы ГОСТ 11650": "Диаметр резьбы: 2,5 мм", "шаг резьбы не должен быть менее чем 1,0 мм", "Номинальная ширина шлица должна быть менее 1,6 мм", "Высота головки не должна быть более 3,0", "Радиус сферы головки не должен быть менее 2,4 мм", "Глубина шлица должна быть не менее 0,5 мм", "длина винта 12\16 мм", "Номинальный диаметр головки не более 9,2 мм", что не соответствует ГОСТ 11650 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы", согласно которому для диаметре резьбы 2,5 мм допустимое значение шага резьбы, соответствующее требованиям аукционной документации, составляет 1,25 мм, а также значения номинальной ширины шлица - 0,6 мм, высота головки - 1,7 мм, радиус сферы головки - 2,4 мм, глубина шлица - не менее 0,9 мм, не более 1,3 мм, номинальный диаметр головки - 4,5 мм;
-п.15 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы ГОСТ 11650": "Диаметр резьбы 3 мм", "Номинальный диаметр головки не более 9,2 мм", "Глубина шлица должна быть не менее 0,5 мм", что не соответствует ГОСТ 11650, согласно которому диаметру резьбы 3 мм соответствует значение номинального диаметра головки - 5,5 мм, глубины шлица - не менее 1,0 мм, не более 1,4 мм.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п.14 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы ГОСТ 11650", п.15 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы ГОСТ 11650" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товара п.19 "Гвозди строительные", значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам п.19 "Гвозди строительные ГОСТ 4028, ГОСТ 283, ГОСТ 3282": "Угол заострения по граням должен быть менее 30 градус".
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
Кроме того, согласно п. 3.1 ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные", высоту головки, радиус под головкой и угол заострения гвоздей не проверяют; они должны обеспечиваться технологическим инструментом.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товару, используемому при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанной характеристики на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару п.19 "Гвозди строительные ГОСТ 4028, ГОСТ 283, ГОСТ 3282" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 2 заявки, при этом причиной признания заявок не соответствующими документации по позициям, изложенным в жалобе не явилось, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
3. Также по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товару п.20 "Гвозди строительные ГОСТ 4028, ГОСТ 283, ГОСТ 3282": "диаметр стержня должен быть 2 мм", "диаметр головки не должно быть 4 мм (т.е. меньше или равно)", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", поскольку для условного диаметра стержня 2,0 мм, соответствует наименьший диаметр головки 4,0 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что из ГОСТ 4028 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" не следует, что для условного диаметра стержня 2,0 мм не может быть диаметра головки более 4,0 мм, поскольку в ГОСТ указан лишь наименьший диаметр головки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п.14 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы ГОСТ 11650", п.15 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы ГОСТ 11650", п.19 "Гвозди строительные ГОСТ 4028, ГОСТ 283, ГОСТ 3282" .
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии С.И. Казарин
Д.С. Бруев
Исп. С.И. Казарин. 8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 октября 2017 г. N 2-57-12859/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2017