Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителя ГБУ "РИТУАЛ": Плевако Т.Ф.,
в отсутствие представителей ИП Черняк Г.Е., уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России N 54826/17 от 26.10.2017,
рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия ГБУ "РИТУАЛ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту ограждений Миусского кладбища, находящегося в ведении ГБУ "Ритуал" (Закупка N 0373200657317000096) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.10.2017 N54826/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены нормы Закона о контрактной системе при составлении Аукционной документации в части установления неправомерных требований к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам:
1) В п. 7 "Проволока стальная оцинкованная" установлено требование "Точность изготовления повышенная; нормальная. Номинальный диаметр проволоки 1,1 мм. Предельное отклонение по диаметру проволоки не более -0,12 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки: "Слова "не более", "не свыше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему; В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", союз "либо" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Также в инструкции по заполнению заявки, Заказчиком установлено требование о соответствии предлагаемых материалов ГОСТ, в том числе ГОСТ 3282-74. Согласно ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия" проволока номинальным диаметром 1,1 мм имеет предельное отклонение по диаметру "-0,05" мм (для проволоки повышенной точности) или "-0,06" мм (для проволоки нормальной точности). Исходя из требований Заказчика к предельному отклонению по диаметру для проволоки "не более -0,12 мм", участник закупки не может указать достоверные значения по данному показателю, соответствующие ГОСТ 3282-74 ("-0,06" мм или "-0,05" мм). По правилу сравнения двух отрицательных чисел меньше то число, модуль которого больше. Так как модуль "-0,12" равен "0,12", модуль "-0,06" равен "0,06", а модуль "-0,05" равен "0,05", то "-0,12" мм меньше и "-0,05" мм, и "-0,06" мм. Следовательно, по требованию Заказчика проволока номинальным диаметром 1,1 мм должна иметь предельное отклонение "-0,12 мм" и менее, то есть "-0,121", "-0,122" и т.д. Таким образом, данное требование Заказчика противоречит ГОСТ 3282-74.
2) В п. 2 "Сталь арматурная" установлено требование "Номинальный диаметр стержня менее 12* не более 14* мм. Площадь поперечного сечения стержня более 1,130* см2. Масса 1 м профиля не более 0,888* кг". Согласно инструкции по заполнению заявки: "Символ "<", "менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения; Слова "не более", "не свыше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему; Символ ">", "более", "свыше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения; В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать любое крайнее значение требуемого параметра". Также в инструкции по заполнению заявки Заказчиком установлено требование о соответствии предлагаемых материалов ГОСТ, в том числе ГОСТ 5781-82. Согласно таблице 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" требованию Заказчика к площади поперечного сечения стержня "более 1,130* см2" и массе 1 м профиля "не более 0,888* кг" удовлетворяет арматурная сталь с номером профиля 12 и номинальным диаметром стержня 12 мм. Арматурная сталь с номером профиля 12 имеет площадь поперечного сечения 1,131 см2 и теоретическую массу 1 метра профиля 0,888 кг. Арматурная сталь с номером профиля 14 имеет площадь поперечного сечения 1,540 см2 и теоретическую массу 1 метра профиля 1,210 кг. Следовательно, Заказчиком установлено заведомо завышенное требование к номинальному диаметру стержня "не более 14* мм", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в своей заявке сведения, противоречащие ГОСТ 5781-82.
3) В п. 37 "Камни бетонные бортовые" установлено требование "Марка камня [БР100.30.15]. Класс бетона по прочности на сжатие не менее В22,5*. Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе не менее Btb 3,2*. Размер 1000х300х150 и 1000х200х80 мм". В инструкции по заполнению заявки указано: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать любое крайнее значение требуемого параметра". Также в инструкции по заполнению заявки Заказчиком установлено требование о соответствии предлагаемых материалов ГОСТ, в том числе ГОСТ 6665-91. Согласно ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" камни марки БР100.30.15 имеют длину 1000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм. Следовательно, требование Заказчика о том, что камни марки БР100.30.15 должны иметь размер "1000х300х150 и 1000х200х80 мм" противоречит ГОСТ 6665-91. Так как камни БР100.30.15 не могут иметь высоту 200 мм и ширину 80 мм. Согласно таблице 1 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" камни бортовые прямые рядовые марки БР 100.30.15 производятся из бетона класса по прочности на сжатие не менее В30. Исходя из ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия", Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем Btb 3,2 для камней марки БР100.20.8 и не менее чем Btb 4,0 - для остальных марок. Заказчиком же установлено заведомо заниженное требование к классу бетона по прочности на сжатие "не менее В22,5*" и к классу бетона по прочности на растяжение при изгибе "не менее Btb 3,2" для камней бортовых марки БР 100.30.15, что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ 6665-91.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, а также пояснил, что Заказчиком будут внесены изменения в Аукционной документацию и к вышеуказанным товара устранены неправомерные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, об обоснованности данного довода жалобы, поскольку Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заказчиком нарушены нормы Закона о контрактной системе при установлении следующих требований к товарам:
1) В Инструкции по заполнению заявки Заказчиком установлено требование о соответствии предлагаемых материалов ГОСТ, в том числе ГОСТ 22266-94, ГОСТ 26633-2012 и ГОСТ 8736-93. При этом, ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", ГОСТ 22266-94 "Цементы сульфатостойкие. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 22266-2013 "Цементы сульфатостойкие. Технические условия", ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в случае требования о необходимости соответствия требуемого товара устаревшему ГОСТ, участнику закупки необходимо руководствоваться новой редакцией данного ГОСТ, что не вводит в заблуждение участников закупки.
2) В Форме-2 установлены требования к товару по п. 6 "Ветошь". Вместе с тем, ветошь является расходным материалом, не остается у Заказчика и служит для производства работ. Предметом контракта является не поставка ветоши, а выполнение работ по ремонту ограждений.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что товар "Ветошь" присутствует в сметном расчете и учтен при расчете начальной (максимальной) цены контракта, что не вводит в заблуждение участников закупки.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе в части невозможности формирования заявки и предложения товара, соответствующего требованиям Аукционной документации и потребности Заказчика, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия ГБУ "РИТУАЛ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам по п.7 "Проволока стальная оцинкованная", п.2 "Сталь арматурная", п.37 "Камни бетонные бортовые".
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Корадо" по делу о нарушении Закона об осуществлении закупок N 2-57-12841/77-17 от 20.10.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии З.У. Несиев
Д.С. Грешнева
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 октября 2017 г. N 2-57-13442/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2017