Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
- Косимова М.П. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Горянская А.С. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Кириченко Т.С.
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в присутствии представителей:
от уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края:
- Дмитренко Анна Евгеньевна (представитель по доверенности N 11 от 15.12.2016);
от заказчика - КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края":
- Инешин Александр Валентинович (представитель по доверенности N 87/2017 от 31.10.2017);
от КГБУЗ "Перинатальный центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края (заинтересованное лицо):
- Куцем Михаил Борисович (представитель по доверенности от 30.10.2017);
от заявителя - ООО "СОНОСЕРВИС" представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "СОНОСЕРВИС" и материалы дела N 7-1/657,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "СОНОСЕРВИС" на действия заказчика - КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: аппарат искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (N0122200002517005553).
Заявитель - ООО "СОНОСЕРВИС" указывает на неправомерное установление в Технической части аукционной документации требований к объекту закупки: показатели либо отсутствуют, либо завышены, либо отсутствуют по сравнению с требованиями ГОСТ Р 55954-2014. Обоснование необходимости использования данных требований по ряду показателей отсутствует.
На основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002517005553 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.10.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 066 666,66 рублей.
Источник финансирования: Хабаровский край.
Согласно протоколу единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.10.2017 N0122200002517005553-1 аукцион признается несостоявшимся, заявка единственного участника электронного аукциона - ООО "Дельрус-ДВРЦ" соответствующей требованиям аукционной документации.
Заказчик, уполномоченный орган представили мотивированные отзывы на жалобу, в соответствии с которым считают доводы жалобы необоснованными, а установление соответствующих требований правомерным.
Изучив материалы дела N 7-1/657 и заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа и заинтересованного лица, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно главы 1 ГОСТ Р 55954-2014 (далее - ГОСТ) "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок" настоящий стандарт устанавливает основные технические требования к аппаратам искусственной вентиляции легких (далее - аппараты ИВЛ) и предназначен для применения уполномоченными лицами государственных заказчиков при составлении технических заданий для конкурсной документации при проведении закупок высокотехнологичного оборудования для государственных нужд.
В соответствии с Примечанием главы 1 ГОСТ технические требования к Техническому заданию (ТЗ) разрабатываются заказчиком и должны соответствовать требованиям, установленным Законом о контрактной системе. Технические требования к изделию в ТЗ определяют предмет размещения заказа на закупку высокотехнологичного медицинского оборудования и занимают ведущую позицию в составе конкурсной документации или документации об аукционе, так как имеют ряд специфических особенностей и подготавливаются по каждому лоту отдельно.
Технические требования в ТЗ самая непостоянная часть документации, и в большинстве случаев строго индивидуальна. Ответственность за полноту и достаточность ТЗ лежит на заказчике.
Во избежание ошибок технические требования в ТЗ должны обязательно формироваться специалистами-экспертами по предмету закупки, обладающими специальными знаниями или опытом работы с закупаемым высокотехнологичным медицинским оборудованием. Специалист-эксперт должен уметь компетентно сформулировать технические требования заказчика, предъявляемые к ВМО, он несет персональную ответственность за обоснованность этих требований в ТЗ.
Заявитель в жалобе указывает на содержание в Технической части аукционной документации требований, отсутствующих в ГОСТ или завышенных по сравнению с ГОСТ, например в п.п. 2,1-2,4, 5, 7, 10-13 Технической части аукционной документации.
П.п. 15.3, 15.8-15.10, 16-20 Технической части содержат требования к функциям аппарата ИВЛ, отсутствующие в п. 4.3 ГОСТ.
П.п. 21-25, 28-29. 30.2, 33-34, 36, 37.11-37.15, 38, 39.2-39.6, 40.1 Технической части содержат требования к техническим характеристикам аппарата ИВЛ, отсутствующие в п. 4.4 ГОСТ.
П.п. 41.4.1. Технической части содержит требование, отсутствующее в ГОСТ.
П.п. 30.1.2 Технической части устанавливает требования к верхней границе диапазона регулирования чувствительности триггера по потоку, как не менее 9 л/мин. В то время, как ГОСТ устанавливает до 10 л/мин, что позволяет участникам указать в заявках значение, противоречащее требованиям ГОСТ.
Представители заказчика, уполномоченного органа и заинтересованного лица поддержали позицию, изложенную в отзыве, и пояснили следующее.
Обоснование необходимости установления соответствующих требований содержится в Технической части аукционной документации, а именно: "оборудование приобретается Заказчиком для оказания квалифицированной медицинской помощи при выхаживании новорожденных с экстремальной низкой массой тела", чем и обуславливаются особые требования к объекту закупки.
Формирование заказчиком требований, установленных п.п. 2.1-2.4, 5, 7, 10-13 Технической части, обусловлено следующими особенностями:
- п.п. 2.1 "Регулировка угла обзора, поворота и независимого расположения дисплея и пневматического блока у постели больного" добавлен в связи с особенностью расположения аппаратов ИВЛ возле кувезов для новорожденных - требуется поворот дисплея независимо от аппарата ИВЛ;
- п.п. 2.2 "Размер дисплея по диагонали - не менее 15 дюймов" - значение изменено в связи со спецификой оказания помощи новорожденным - минимизация контакта. Данные дисплея считываются с расстояния, поэтому меньший размер недостаточен;
- п.п. 2.3 "Интерфейс на русском языке, включая настройки, тревоги и надписи на панели" - обязательное условие, поскольку не все врачи, работающие с оборудованием, могут в должной мере владеть иностранными языками;
- п.п. 2.4 "Встроенный русскоязычный электронный справочник пользователя" - обязательное условие, поскольку не все врачи, работающие с оборудованием, могут в должной мере владеть иностранными языками. Встроенное руководство необходимо в связи с запретом вносить бумажные в палаты неонатальной реанимации;
- п.п. 5 "Съемный автоклавируемый клапан выдоха (или экспираторный модуль)" - специальное требование, определяющее конструктивную особенность в связи со спецификой работы медицинского учреждения. Согласно требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), необходимо наличие автоклавируемых заменяемых клапанов вдоха при проведении ИВЛ у новорожденных;
- п.п. 7 "Кислородный датчик, не требующий замены" - специальное требование, определяющее конструктивную особенность в связи со спецификой работы медицинского учреждения. Высокая продолжительность проведения ИВЛ у некоторых категорий новорожденных требует продолжительной работы аппарата ИВЛ без замены датчиков;
- п.п. 10 "Датчик измерения потока дыхательной смеси автоклавируемый" - специальное требование, определяющее конструктивную особенность в связи со спецификой работы медицинского учреждения. Согласно требования СанПиН 2.1.3.2630-10 - наличие автоклавируемых датчиков при проведении ИВЛ у новорожденных;
- п.п. 11 "Неонатальный проксимальный датчик потока многоразовый автоклавируемый" - специальное требование, определяющее конструктивную особенность в связи со спецификой работы медицинского учреждения. Согласно требования СанПиН 2.1.3.2630-10 - наличие автоклавируемых датчиков при проведении ИВЛ у новорожденных;
- п.п. 12 "Кабель подключения неонатального датчика потока" - специальное требование, определяющее конструктивную особенность в связи со спецификой работы медицинского учреждения;
- п.п. 13 "Датчик экспираторного потока с клапаном выдоха" - специальное требование, определяющее конструктивную особенность в связи со спецификой работы медицинского учреждения.
Формирование показателей в п.п. 15.3, 15.8-15.10, 16-20 Технической части формировались с учетом следующих особенностей:
- п.п. 15.3 "Вентиляция легких с обеспечением доставки целевого дыхательного объема при минимально возможном давлении" - особый режим ИВЛ, используемый только при проведении ИВЛ у новорожденных;
- п.п. 15.8 "Синхронизированная вентиляция с контролем двух уровней давления и возможностью самостоятельного дыхания на протяжении всего дыхательного цикла c инверсией" - особый режим ИВЛ, используемый только при проведении ИВЛ у новорожденных;
- п.п. 15.9 "Вентиляция с поддержкой давлением" - особый режим ИВЛ, используемый только при проведении ИВЛ у новорожденных;
- п.п. 15.10 "Вентиляция с гарантированным объемом и поддержкой давлением" - особый режим ИВЛ, используемый только при проведении ИВЛ у новорожденных;
- п.п. 16 "Функция автоматического обнаружения пациента" - повышение безопасности при работе с новорожденными в условиях максимального разобщения с персоналом и минимизации контактов;
- п.п. 17 "Автоматический режим пре- и постоксигенации с ограниченным временным интервалом пре- и постоксигенации, используемый при отсоединении пациента от аппарата ИВЛ для санации дыхательных путей" - обусловлено высокой склонностью недоношенных новорожденных к быстрому развитию гипоксии - физиологические особенности;
- п.п. 18 "Автоматическая компенсация сопротивления, возникающего в трахеальной трубке с выбором типа трубки" - обусловлен спецификой адаптации новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела к спонтанному дыханию;
- п.п. 19 "Включение вдоха вручную, задержка вдоха" - обусловлен спецификой адаптации новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела к спонтанному дыханию;
- п.п. 20 "Связь с внешними устройствами через последовательный порт" - специальное требование, определяющее конструктивную особенность в связи со спецификой работы медицинского учреждения.
При формировании п.п. 21-25, 28-29. 30.2, 33-34, 36, 37.11-37.15, 38, 39.2-39.6, 40.1 Технической части учтены следующие особенности:
- п.п. 21 "Скорость потоков газовой смеси, л/мин - не более 2" - неонатальные параметры используемые только при проведении ИВЛ у новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела;
- п.п. 22 "Максимальная частота управляемых дыхательных циклов, циклов в минуту - не менее 150" - неонатальный параметр - используется только при проведении ИВЛ у новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела;
- п.п. 23 "Диапазон инспираторного дыхательного объема в режиме объемной вентиляции" - неонатальные параметры - используются только при проведении ИВЛ у новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела;
- п.п. 24 "Диапазон управляемого давления" - неонатальные параметры - используются только при проведении ИВЛ у новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела;
- п.п. 25 "Регулирование положительного давления в конце выдоха PEEP в диапазоне не менее 0 - 50 см вод. ст." - неонатальные параметры - используются только при проведении ИВЛ у новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела;
- п.п. 28 "Диапазон триггера" - неонатальные параметры - используются только при проведении ИВЛ у новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела;
- п.п. 29 "Программирование скорости нарастания давления на вдохе" - обусловлено особыми потребностями недоношенных детей с бронхолегочной дисплазией и первичной легочной гипертензией;
- п.п. 30.2 "Диапазон регулирования чувствительности триггера - К выдоху (переключение вдоха)" - неонатальные параметры - используются только при проведении ИВЛ у новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела;
- п.п. 33 "Настройка постоянного потока для создания динамического запаса газов в контуре" - гарантированное поддержание состава газовой смеси критически важно при проведении ИВЛ у детей массой менее 1000 граммов;
- п.п. 34 "Система доставки газов: клапаны, управляемые микропроцессором" - максимальная точность дозирования газовых потоков критически важна при ИВЛ у новорожденных с экстремально низкой массой тела;
- п.п. 36 "Автоматическая компенсация давления на входе в случае падения давления в линии подачи одного из газов" - обязательное условие безопасности при работе с новорожденными;
- п.п. 37.11 "Податливость легких" - специфический мониторируемый параметр, критичный при проведении ИВЛ у детей с респираторным дистресс - синдромом;
- п.п. 37.12 "Сопротивление дыхательных путей" - специфический мониторируемый параметр, критичный при проведении ИВЛ у детей с бронхолегочной дисплазией;
- п.п. 37.13 "Процент утечки" - обязательное условие безопасности при работе с новорожденными;
- п.п. 37.14 "Индекс поверхностного дыхания" - важный параметр для детей с экстремально низкой массой тела - отражает способность адаптироваться к спонтанному дыханию;
- п.п. 37.15 "Нейромышечная активность пациента во время самостоятельного дыхания (Р 0,1)" - важный параметр для детей с экстремально низкой массой тела - отражает способность адаптироваться к спонтанному дыханию;
- п.п. 38 "Функция определения отрицательного давления на вдохе" - важный параметр для детей с экстремально низкой массой тела - отражает способность адаптироваться к спонтанному дыханию;
- п.п. 39.2 "Автоматическое масштабирование или независимое масштабирование графических кривых вручную" - максимальная точность измерения
критически важна при ИВЛ у новорожденных с экстремально низкой массой тела;
- п.п. 39.3 "Изменение количества одновременно отображаемых кривых и петель по запросу пользователя" - максимальная точность измерения критически важна при ИВЛ у новорожденных с экстремально низкой массой тела;
- п.п. 39.4 "Отображение графиков и петель: давления, объема и потока" - максимальная точность измерения критически важна при ИВЛ у новорожденных с экстремально низкой массой тела;
- п.п. 39.5 "Отображения "заморозки" (режим freeze) петель или графиков" - максимальная точность измерения критически важна при ИВЛ у новорожденных с экстремально низкой массой тела. Особая функция позволяющая сделать определенный участок графика или петли неподвижным (режим freeze) для дополнительного изучения (скриншот);
- п.п. 39.6 "Отображение сохраненных референтных петель" - максимальная точность измерения критически важна при ИВЛ у новорожденных с экстремально низкой массой тела;
- п.п. 40.1 "Максимальная продолжительность трендов, часов - не менее 72" - позволяет уточнять и подстраивать режимы ИВЛ в зависимости от динамики состояния ребенка. Критически важный параметр у новорожденных.
Требование п.п. 41.4.1 Технической части "Диапазон сигнала тревоги по времени апноэ" является специальным, учитывающим специфику работы медицинского учреждения, обусловлено условием безопасности при работе с новорожденными.
Таким образом, по мнению представителей заказчика, уполномоченного органа и заинтересованного лица, Техническая часть аукционной документации обоснована потребностью заказчика и сформирована с учетом специфических особенностей закупаемого товара, согласно требованиям и рекомендациям ГОСТ, кроме того, ГОСТ содержит примерный перечень технических характеристик и значений.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что значение п. 30.1.2 Технической части аукционной документации "Верхняя граница значения диапазона, л/мин - не менее 9" является неонатальным параметром, использующимся только при проведении ИВЛ у новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. Жесткое ограничение низшей границы чувствительности триггера "не менее 9" обусловлено особенностями пациентов (недоношенных новорожденных); при частоте дыхания более 60 раз в минуты один дыхательный цикл длиться одну секунду и менее, поэтому нужна высокая чувствительность триггера для отсечения рассинхронизации дыхания ребенка с ИВЛ. Значение, установленное в Технической части, находится в диапазоне, установленном в Примерном перечне технических характеристик и значений ГОСТ, "от 0.2 до 10". Данные пояснения отражены также в отзыве заказчика и уполномоченного органа.
Кроме того, представитель заинтересованного лица пояснил, что ГОСТ разработал для аппаратов ИВЛ, используемых для лечения взрослых пациентов, что не может в полной мере отражать требования, необходимые для аппаратов ИВЛ, предназначенных для новорожденных, новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.
Поскольку Техническая часть аукционной документации сформирована с учетом специфики работы медицинского учреждения и дальнейшего применения аппаратов ИВЛ для оказания квалифицированной медицинской помощи при выхаживании новорожденных, новорожденных с низкой и с экстремальной низкой массой тела, Комиссией Хабаровского УФАС России не установлено нарушений требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОНОСЕРВИС" на действия заказчика - КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: аппарат искусственной вентиляции легких, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (N0122200002517005553) необоснованной.
2. Передать жалобу ООО "СОНОСЕРВИС", в силу п. 1 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для рассмотрения согласно компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Заместитель председателя Комиссии: |
М.П. Косимова |
Члены Комиссии: |
А.С. Горянская
Т.С. Кириченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 31 октября 2017 г. N 391
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2017