Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства",
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,
- слушателей,
- в отсутствие заявителя в лице ООО "АЭЛЬ-РТС", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ООО "АЭЛЬ-РТС"" (603105, г. Нижний Новгород, ул. Чачиной, д. 2а, пом. 11) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" (620144, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Большакова, д. 105), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620095, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению фото и видеоматериалов с информацией в области дорожного движения (извещение N 0162200011817001816), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "АЭЛЬ-РТС" (вх. N 01-18939 от 20.10.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению фото и видеоматериалов с информацией в области дорожного движения (извещение N 0162200011817001816) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "АЭЛЬ-РТС" указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, а именно:
- заказчиком установлен неразумный срок исполнения контракта, поскольку, при описанных в аукционной документации условиях согласиться на его исполнение может только тот участник аукциона, который изначально обладает необходимым готовым, смонтированным оборудованием;
- заказчиком неправомерно объединены в один лот организация работ передвижных комплексов фото и видеофиксации нарушений ПДД, строительство и последующие обслуживание стационарных комплексов фотофиксации, так как указанные работы являются функционально не связанными услугами;
- в проекте контракта отсутствует требование о предоставлении информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
06 октября 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011817001816 и документация об аукционе на оказание услуг по предоставлению фото и видеоматериалов с информацией в области дорожного движения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 144 700 000,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 таблицы 1 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации объектом закупки являются Услуги по предоставлению фото-видеоматериалов с информацией в области дорожного движения, полученной посредством применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи на участках автомобильных дорог, в соответствии с Приложением N 1.
Согласно пп. 3 п. 2 таблицы 1 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации к дате начала оказания услуг по настоящему Контракту, Исполнитель обязуется обеспечить оказание услуг посредством применения не менее чем 50 стационарных Комплексов АФН ПДД по рекомендуемым адресам из перечня, указанного в Приложении N 1 к настоящему ТЗ.
Также, согласно пп. 4 п. 2 таблицы 1 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации к дате начала оказания услуг по настоящему Контракту, исполнитель обязуется обеспечить оказание услуг посредством применения не менее чем 52 передвижных Комплексов АФН ПДД. Места установки передвижных Комплексов АФН ПДД согласуются с УГИБДД непосредственно при исполнении Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что заказчик, преследуя собственные цели и задачи, должен быть уверен в том, что Исполнитель с момента заключения контракта приступит к его исполнению, а не к созданию условий для его исполнения. Условия для исполнения контракта, а значит для оказания услуги по предоставлению единиц информации, участникам необходимо создать заблаговременно и тем самым обеспечить соблюдение интересов заказчика.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что заказчик при описании объекта закупки включает в аукционную документацию требование о наличии у участника закупки производственных мощностей (технологического оборудования), чем нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил Комиссии, что результат услуг, выраженный в виде передаваемой Заказчику единицы информации, и со стационарных и с мобильных комплексов, достигается путем фиксации нарушений ПДД и передачи информации о нем заказчику, услуги являются технологически связанными. Отсутствуют причины для разделения данных услуг по критерию типа, вида, марки или модели комплекса, поскольку комплекс является лишь одним из элементов, способствующих оказанию услуги.
Функционально данные услуги также связаны, поскольку услуги, оказываемые с применением и стационарных и передвижных комплексов, направлены на повышение безопасности дорожного движения и привлечения лиц, совершивших административное правонарушение, к ответственности.
Разделять данные услуги нецелесообразно, так как заказчик должен иметь возможность непрерывного контроля качества и работоспособности всех комплексов единовременно, что обеспечивается путем создания единого хранилища информации, задействования единого оборудования и использования единого программного обеспечения.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность.
Заявителем не предоставлены документы, подтверждающие неправомерность данных действий заказчика, ввиду чего довод заявителя о неправомерном объединении в один лот организации работ передвижных комплексов фото и видеофиксации нарушений ПДД, строительства и последующего обслуживание стационарных комплексов фотофиксации не находит своего подтверждения.
Согласно ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, в том числе:
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что по условиям документации закупка проводится не для нужд субъекта Российской Федерации, ввиду чего данное условие к закупке (извещение N 0162200011817001816) не применимо.
Доказательств обратного Комиссии не представлено, ввиду чего довод заявителя не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "АЭЛЬ-РТС" признать обоснованной в части .
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" признать нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившего документацию об электронном аукционе с документами удостоверяющими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации N 0162200011817001816 на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения ___ __________ 2017 г. в ____.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 1616-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 26.10.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок на основании своего решения N 1616-З от 26.10.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, аукционной комиссии в срок до 13.11.2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 0162200011817001816, путем отмены составленных протоколов, внесения изменений документацию об электронном аукционе в части установленных решением N 1616-З от 26.10.2017 г. нарушений и продления срока для подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" в срок до 20.11.2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 октября 2017 г. N 1616-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2017