резолютивная часть решения объявлена 30.10.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей Государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики" (далее - заказчик) по доверенности от 12.04.2017 г. и по доверенности от 12.04.2017 г., в отсутствии заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гранит-07" (далее - заявитель) и оператора электронной площадки - общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0304200020817000052 "Поставка компьютерной техники для нужд Государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправильным установлением антидемпинговых мер. Заявитель в жалобе просит признать в действиях заказчика нарушение и выдать предписание об устранении нарушений.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, заслушав лиц присутствующих на заседании Комиссии и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
09.10.2017 г. 15:28 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - ООО "РТС-Тендер", http://www.rts-tender.ru) был размещен аукцион N0304200020817000052 "Поставка компьютерной техники для нужд Государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта - 15 160 130,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 09.10.2017 15:28; Дата и время окончания подачи заявок - 24.10.2017 23:59; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 27.10.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 30.10.2017 г. 10:50; Размер обеспечения заявок - 151 601,30; Размер обеспечения исполнения контракта - 1 516 013,00.
В пункте 10.2 документации об аукционе предусмотрено, что если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 10.1 документации об электронном аукционе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч.3 ст.37 закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно извещению о проведения аукциона и документации об аукционе начальная (максимальная) цена аукциона равна 15 160 130,00.
Таким образом, антидемпинговые меры, установленные в пункте 10.2 документации об аукционе противоречат ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе.
В результате осуществления внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Документация об аукционе в п..5.2 содержит требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, так первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ст. 66 Закона о контрактной системе определен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (ч.2 ст.66 Закона о контрактной системе).
Содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или работы, услуги), а также от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации. Требования к содержанию первой части заявки при заключении контракта на поставку товара установлены положениями п. 1 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Данная норма предполагает, что первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак и (или) иные средства индивидуализации и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией. Далее в вышеуказанной норме предусмотрено, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), иные средства индивидуализации при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак и иные средства индивидуализации.
Как установлено Комиссией, техническое задание по поставку товаров (приложение N1 к документации об аукционе) не содержит указания на товарный знак, тогда как, документация содержит требование о возможности указания согласия участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак и (или) иные средства индивидуализации и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
Исходя из буквального толкования положений ст.33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Вместе с тем, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В рассматриваемом случае потребностью заказчика является поставка товаров (компьютерной техники). Согласно положениям документации об аукционе (техническое задание по поставку товаров (приложение N1 к документации об аукционе) заказчик включил в описание объекта закупки условия, которым должны соответствовать товары, в том числе одни из характеристик, значения и показатели по позициям системный блок и сервер:
-Группа в зависимости от стойкости к воздействию внешних климатических факторов в процессе эксплуатации необходима не выше третьей группы; Атмосферное давление при эксплуатации требуется диапазон от 84 до 107 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.); Относительная влажность окружающего воздуха - требуется в диапазоне не уже от 40 до 80 % при температуре 25°С или 30°С; Диапазон рабочей температуры окружающего воздуха в процессе эксплуатации требуется не уже от 10 до 35 °С; Срок службы системного блока от 6 до 10 лет;
-Группа в зависимости от стойкости к воздействию внешних климатических факторов в процессе эксплуатации не выше третьей группы; Атмосферное давление при эксплуатации - требуется диапазон от 84 до 107 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.); Относительная влажность окружающего воздуха - требуется диапазон не уже 40 _ 80 % при температуре 25°С или 30°С; Диапазон рабочей температуры окружающего воздуха в процессе эксплуатации требуется не уже 10 _ 35 °С.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Вышеуказанные характеристики, значения и показатели признаются Комиссией чрезмерным требованием к описанию товара, могут быть определены только после испытания товара, и имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в документации об аукционе, предусмотрено, что значения, выделенные курсивом либо являющиеся обозначением фракции материала, либо являющиеся обозначением диапазона рабочих температур товара, а также в случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, участник закупки значения изменять не должен, наименование показателя, установленное заказчиком, также подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде при этом данное требование имеет приоритет над вышеперечисленными.
Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к товару, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
Таким образом, положение инструкции по заполнению заявки о значениях, выделенные курсивом признаются неустановлением заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки, может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, аукцион признан несостоявшимся, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "НовТехСтрой" обоснованной.
2.Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики" нарушение ч.1 ст.37, п.1 и 2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся предписание по настоящему делу не выдавать.
4.Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5.При повторном размещении закупки Государственному бюджетному учреждению "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики" учесть замечания указанные в настоящем решении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 27 октября 2017 г. N 05-273
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2017