Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), осуществила внеплановую проверку действий МУ "Администрация "Варламовского сельского поселения" (далее - Заказчик) и аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ строительных "Газоснабжение ул. Ленина, Пугачева, 8 Марта, Пушкина, Советская, Восточная, Кирова, Заводская, пер. Почтовый, Молочный с. Варламово Чебаркульского муниципального района Челябинской области" (2 этап) (извещение N 0169300029917000012), после объявленного перерыва, в отсутствие представителей Заказчика и ООО "Профит-плюс", надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ строительных "Газоснабжение ул. Ленина, Пугачева, 8 Марта, Пушкина, Советская, Восточная, Кирова, Заводская, пер. Почтовый, Молочный с. Варламово Чебаркульского муниципального района Челябинской области" (2 этап) (извещение N0169300029917000012) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Заказчиком объявлено о проведении электронного аукциона 05.09.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 9 400 000,0 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.09.2017 N0169300029917000012-1 на участие в закупке подано 3 заявки, все участники допущены до участия.
Электронный аукцион состоялся 28.09.2017. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 16,88 %.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.10.2017 N0169300029917000012-3 заявки двух участников закупки признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
По итогам закупки заключен контракт 13.10.2017 с ООО "Сети и сервис".
В обращении ООО "Профит-плюс" приведены следующие доводы:
1. в документации об электронном аукционе неправомерно установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);
2. в нарушение Закона о контрактной системе в проекте контракта не указан индивидуальный код закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии 29.09.2017 до объявления перерыва с доводами, изложенными в обращении ООО "Профит-плюс", согласился.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с Постановлением N 99 дополнительные требования к участникам закупки согласно приложению N 1 к указанному постановлению устанавливаются в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки являются работы строительные "Газоснабжение ул. Ленина, Пугачева, 8 Марта, Пушкина, Советская, Восточная, Кирова, Заводская, пер. Почтовый, Молочный с. Варламово Чебаркульского муниципального района Челябинской области" (код по ОКПД2 42.21.21.000).
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта 9 400 000,00 рублей.
1.1. В пункте 13.1.2 "Дополнительные требования, установленные Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг" Информационной карты документации об электронном аукционе указано:
"Установлены дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N 99).
В соответствии постановлением Правительства РФ N 99, предъявляется дополнительное требование к участникам закупки:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
Таким образом, исходя из того, что начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки не превышает 10 млн. рублей, Заказчиком в документации об электронном аукционе неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с Постановление N 99, что нарушает пункт 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
1.2. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В пункте 14.2 Информационной карты документации об электронном аукционе указано: "Вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать: копии документов, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям, установленным в п. 13.1.2 настоящей документации:
- копия исполненного контракта (договора);
- копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Таким образом, исходя из того, что начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки не превышает 10 млн. рублей, Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контактной системе неправомерно установлено требование документов, подтверждающих наличие опыта в соответствии с Постановлением N 99, в составе второй части заявки участников закупки.
2. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с материалами дела, в проекте контракта отсутствует указание идентификационного кода закупки, что свидетельствует о нарушении Заказчиком части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация в соответствии со статьей 42 Закона о контактной системе.
3.1. В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Таким образом, в нарушение пункта 7 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок.
3.2. Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 9.1 "Дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений об аукционе" Информационной карты документации об электронном аукционе указано: "Дата окончания - за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок (19 сентября 2017 года)".
Вместе с тем, учитывая тот факт, что дата окончания подачи заявок 23.09.2017, то запросы могут поступать до 19.09.2017, а датой окончания дачи разъяснений будет 21.09.2017.
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В силу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона рассматриваемая закупка объявлена для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, в пункте 2.1 проекта контракта указано: "расчеты за выполненные строительно-монтажные работы производятся по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 (тридцати) дней с момента подписания Сторонами актов выполненных работ формы КС-2 и справки формы КС-3".
Таким образом, в проекте контракта установлен неправомерный срок оплаты поставляемого товара, что нарушает часть 8 статьи 30, части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N570).
В Постановлении N 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).
Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению N 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам "а-в" пункта 2 Постановления N 570:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года и не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.
Сметная документация, являющаяся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, содержит работы, входящие в перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам в соответствии с Постановление N 570.
Так, например, в Локальной смете N 14 установлены земляные работы: разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами мощностью 79 кВт; разработка грунта в отвал экскаваторами <драглайн> или <обратная лопата> с ковшом вместимостью 0,25 м3; Разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов 2, 100 м3 грунта.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления N 570 в проекте контракта не предусмотрены возможные виды и объемы работ по строительству из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, конкретные виды и объемы работ, определенные по предложению подрядчика, а также ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости этих работ.
7. В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Разделом 6 проекта контракта установлено, что сдача результатов работ Подрядчиком и их приемка Заказчиком, включая проведение экспертизы, производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Подрядчик представляет акт сдачи-приемки выполненных работ формы КС-2. При предъявлении Подрядчиком акта выполненных работ форма КС-2 совместно с актами на скрытые работы, Заказчик проверяет и подписывает его в течение 5 (пяти) рабочих дней при отсутствии претензий к качеству выполненных работ или дает мотивированный отказ. На принятые Заказчиком объемы работ Подрядчик составляет справку формы КС-3 и предъявляет ее Заказчику. Для проверки выполненных Подрядчиком Работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в проекте контракта не содержится условий о том, что результатом выполненной работы по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 23, части 8 статьи 30, пункта 3 части 2 статьи 31, части 13.1 статьи 34, пунктов 7, 8 статьи 42, части 5 статьи 64, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, частей 2, 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику, аукционной комиссии и ЗАО "Сбербанк-АСТ" не выдавать, поскольку контракт по данной закупке заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
Д.С.Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 октября 2017 г. N 258-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2017