Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Владимирского сельского поселения Лабинского района при проведении электронного аукциона: "Работы по капитальному ремонту водопровода в ст.Владимирской Лабинского района по ул.30 лет Победы, ул.Ульянова, ул.Телефонная, ул.Советская" (извещение N 0118300007217000017) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены избыточные требования к товарам (материалам), а также требования, не соответствующие ГОСТ.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрации Владимирского сельского поселения Лабинского района проводился электронный аукцион: "Работы по капитальному ремонту водопровода в ст.Владимирской Лабинского района по ул.30 лет Победы, ул.Ульянова, ул.Телефонная, ул.Советская" (извещение N 0118300007217000017).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 237 246,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В техническом задании заказчиком установлены следующие требования:
Nп/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак* (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Кольца сборные железобетонные |
|
Соответствие ГОСТ |
8020-90 |
Диаметр внутренний, мм |
1500 мм |
|||
Объем бетона , м3 |
Не менее 0,27 |
|||
Высота, мм |
Не более 590 |
|||
Марка бетона по водонепроницаемости |
Не ниже W4 |
|||
Класс бетона |
Не ниже В15 |
|||
Марка бетона по морозостойкости |
Не ниже F 100 |
|||
2 |
Кольца сборные железобетонные |
|
Соответствие ГОСТ |
8020-90 |
Диаметр внутренний, мм |
1500 мм |
|||
Объем бетона , м3 |
Не менее 0,4 |
|||
Высота, мм |
Не менее 890 |
|||
Марка бетона по водонепроницаемости |
Не ниже W4 |
|||
Класс бетона |
Не ниже В15 |
|||
Марка бетона по морозостойкости |
Не ниже F 100 |
|||
3 |
Плита днища |
|
Соответствие ГОСТ |
8020-90 |
Диаметр внешний, мм |
2000 мм |
|||
Типоразмер конструкции |
ПН-15 |
|||
Высота, мм |
Не менее 120 |
|||
Марка бетона по водонепроницаемости |
Не ниже W4 |
|||
Класс бетона |
Не ниже В15 |
|||
Марка бетона по морозостойкости |
Не ниже F 100 |
|||
4 |
Плита перекрытия |
|
Соответствие ГОСТ |
8020-90 |
Диаметр внешний, мм |
1680 |
|||
Высота, мм |
Не менее 150 |
|||
Объем бетона , м3 |
Не менее 0,27 |
|||
Марка бетона по водонепроницаемости |
Не ниже W4 |
|||
Класс бетона |
Не ниже В15 |
|||
Марка бетона по морозостойкости |
Не ниже F 100 |
По п.1-п.4 технического задания заказчиком установлено требование о соответствии недействующему ГОСТ 8020-90.
ГОСТ 8020-90 утратил силу с 01.07.2017 г. в связи с вступлением в силу ГОСТ 8020-2016.
Заказчиком по п.1-п.4 установлено требование к марке бетона по морозостойкости не ниже F100, которая не соответствует требованиям ГОСТ.
В соответствии с п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости:
- на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
Таким образом, заказчиком установлены требования, не соответствующие ГОСТ.
11 |
Кран шаровый муфтовый |
Valtec или эквивалент |
Кран шаровый муфтовый должен быть предназначен для установки на трубопроводах в качестве запорного устройства для воды и пара. |
|
Материал корпуса |
латунь никелированная ЛС59-2 (CW617N) |
|||
Материал шара и штока |
латунь никелированная ЛС59-3 (CW614N) |
|||
Кольца седельные и уплотнитель сальниковый |
фторопласт Ф4С15УВ5 |
|||
Диаметр, мм |
50 |
|||
Тип |
В/Н |
|||
Тип присоединения |
муфтовое |
|||
Класс по эффективному диаметру |
полнопроходной |
|||
Герметичность затвора по ГОСТ 9544-2005 |
А |
|||
Рабочее давление, Мпа в диапазоне |
2,5 ... 4,0 |
|||
Рабочая среда |
Вода |
Заявитель указывает, что заказчиком установлены нестандартные требования к типу "В/Н", ГОСТ не предусматривает тип "В/Н".
Согласно ГОСТ 9702-87 основные параметры кранов должны соответствовать указанным в табл.1-15.
Таблица 4
Шаровые проходные латунные краны
|
|
|
|
|
Условное давление Ру, МПа (кгс/см) |
Условный проход Dy, мм |
Температура рабочей среды, К (°С) |
Тип присоединения |
Масса***, кг, не более |
1,0 (10) |
10 |
От 213 до 373 (от минус 60 до плюс 100) |
Муфтовое |
0,20 |
|
15 |
|
|
0,40 |
|
20 |
|
|
0,60 |
|
25 |
|
|
1,00 |
|
32 |
|
|
1,50 |
|
40 |
|
|
|
|
50 |
|
|
|
|
80 |
|
|
|
Заказчиком на заседание Комиссии не представлены доказательства наличия у производителей подобного типа в технических паспортах.
Кроме того, заказчиком при описании параметра "Рабочее давление, Мпа в диапазоне - 2,5_4,0" использован символ "_", который не описан в инструкции по заполнению заявки, что вводит участников закупки в заблуждение.
Также, заказчиком использована единица измерения, не соответствующая ГОСТ.
В соответствии с ГОСТ 8.417-2002 производные единицы СИ, имеющие специальные наименования и обозначения, указаны в таблице 3.
|
|
|
|
|
Величина |
Единица |
|||
Наименование |
Размерность |
Наименование |
Обозначение |
|
|
|
|
международное |
русское |
Сила |
|
ньютон |
N |
H |
Давление |
|
паскаль |
Pa |
Па |
Аналогичные нарушения допущены заказчиком также по ряду позиций технического задания (например, по п.6, п.7, п.8).
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что заказчиком по п. "Кольца сборный железобетонные" технического задания установлена марка по водонепроницаемости не ниже W4, Марка бетона по морозостойкости по первому базовому методу не ниже F100, Класс бетона не ниже В15. При этом, инструкция по заполнению заявки не содержит порядка применения фраз "не ниже" или "не менее" для марок.
Заказчиком по п. "Кольца сборный железобетонные" установлено требование о соответствии ГОСТ.
Таким образом, участники закупки имеют возможность определить потребности заказчика, исходя из положений ГОСТ на соответствующий вид продукции.
В проекте контракта заказчиком установлены требования к гарантийным обязательствам, которые, по мнению заявителя, являются избыточными.
Согласно ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В соответствии с ч.1 ст.471 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
В п.5.2 проекта контракта установлено: "Продолжительность гарантийного срока на весь объем выполненных Подрядчиком работ составляет 5 (пять) лет".
Заказчиком не установлены требования к гарантийным срокам эксплуатации товаров.
Установленные заказчиком требования к гарантийного срока на весь объем выполненных Подрядчиком работ не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Владимирского сельского поселения Лабинского района п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что заказчику - администрации Владимирского сельского поселения Лабинского района (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 октября 2017 г. N ЭА-3549/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017