Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Единство" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБУЗ "Крымская ЦРБ" МО Крымский район при проведении электронного аукциона: "Приобретение подгузников для взрослых" (извещение N 0318300599917000471) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам, не соответствующие ГОСТ, а также требования, соответствующие одному производителю.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МБУЗ "Крымская ЦРБ" МО Крымский район проводился электронный аукцион: "Приобретение подгузников для взрослых" (извещение N 0318300599917000471).
Начальная (максимальная) цена контракта - 355 570,60 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" установлены следующие требования к товарам:
п/п |
Наименование товара |
Наименование основных функциональных и технических параметров |
1 |
Подгузники для взрослых "дышашие" высокой впитываемости |
Дышащие подгузники приспособлены к потребностям лиц со средними и тяжелыми урологическими проблемами. Могут быть использованы как лицами, ведущим активный образ жизни, так и лежачими больными. Уровень впитываемости подгузников значительно увеличен, они предназначены для лиц с очень тяжелым недержанием мочи. Количество в упаковке нe мeнее 30 шт. Эластичная резинка в поясе спереди и сзади - обеспечивает идеальное прилегание к телу. Двойной впитывающий слой - повышенное чувство сухости Эластичные двойные застежки-липучки спереди и сзади - можно многократно закреплять и откреплять в любом месте подгузника без риска разрыва внешнего слоя, эластичный пояс на талии спереди и сзади; манжеты из лайкры в области паха. Предназначены для применения в ночное время, а также для людей с повышенным диурезом. - двойной впитывающий слой с антибактериальным суперабсорбентом - высокий уровень впитываемости - специальная система типа Odour Stop нейтрализует неприятный запах - гидрофобные внутренние боковые бортики, защищающие от протеканий - отсутствие латексных элементов снижает риск появления аллергических реакций на латекс - индикатор влагонасыщения - по мере наполнения подгузника индикатор размывается, информируя о необходимости смены подгузника/равномерное распределение биологической жидкости, отсутствие протеканий даже при лежании человека на боку. 3-х слойная впитывающая подушка надежно защищает от протекания. Верхний проводящий слой оказывает антибактериальный эффект и поддерживает благоприятный для кожи фактор нe мeнее pH 5,5. Подгузники должны быть незаметными под светлой одеждой, а также не шелестеть; должны ограничивать появление неприятного запаха
Размер: N2 Обхват талии не менее 85 и не менее 110 см Впитываемость: не менее 2800 мл.
|
2 |
Подгузники для взрослых "дышашие" высокой впитываемости |
Дышащие подгузники приспособлены к потребностям лиц со средними и тяжелыми урологическими проблемами. Могут быть использованы как лицами, ведущим активный образ жизни, так и лежачими больными. Уровень впитываемости подгузников значительно увеличен, они предназначены для лиц с очень тяжелым недержанием мочи. Количество в упаковке не менее 30 шт. Эластичная резинка в поясе спереди и сзади - обеспечивает идеальное прилегание к телу. Двойной впитывающий слой - повышенное чувство сухости Эластичные двойные застежки-липучки спереди и сзади - можно многократно закреплять и откреплять в любом месте подгузника без риска разрыва внешнего слоя, эластичный пояс на талии спереди и сзади; манжеты из лайкры в области паха. Предназначены для применения в ночное время, а также для людей с повышенным диурезом. - двойной впитывающий слой с антибактериальным суперабсорбентом - высокий уровень впитываемости - специальная система типа Odour Stop нейтрализует неприятный запах - гидрофобные внутренние боковые бортики, защищающие от протеканий - отсутствие латексных элементов снижает риск появления аллергических реакций на латекс - индикатор влагонасыщения - по мере наполнения подгузника индикатор размывается, информируя о необходимости смены подгузника/равномерное распределение биологической жидкости, отсутствие протеканий даже при лежании человека на боку. 3-х слойная впитывающая подушка надежно защищает от протекания. Верхний проводящий слой оказывает антибактериальный эффект и поддерживает благоприятный для кожи фактор pH 5,5. Подгузники должны быть незаметными под светлой одеждой, а также не шелестеть; должны ограничивать появление неприятного запаха
Размер: N3 Обхват талии не менее 100 и не менее 150 см Впитываемость: не менее 3000 мл. |
2 |
Подгузники для взрослых "дышашие" высокой впитываемости |
Дышащие подгузники приспособлены к потребностям лиц со средними и тяжелыми урологическими проблемами. Могут быть использованы как лицами, ведущим активный образ жизни, так и лежачими больными. Уровень впитываемости подгузников значительно увеличен, они предназначены для лиц с очень тяжелым недержанием мочи. Количество в упаковке нeмeнее 30 шт. Эластичная резинка в поясе спереди и сзади - обеспечивает идеальное прилегание к телу. Двойной впитывающий слой - повышенное чувство сухости Эластичные двойные застежки-липучки спереди и сзади - можно многократно закреплять и откреплять в любом месте подгузника без риска разрыва внешнего слоя, эластичный пояс на талии спереди и сзади; манжеты из лайкры в области паха. Предназначены для применения в ночное время, а также для людей с повышенным диурезом. - двойной впитывающий слой с антибактериальным суперабсорбентом - высокий уровень впитываемости - специальная система типа Odour Stop нейтрализует неприятный запах - гидрофобные внутренние боковые бортики, защищающие от протеканий - отсутствие латексных элементов снижает риск появления аллергических реакций на латекс - индикатор влагонасыщения - по мере наполнения подгузника индикатор размывается, информируя о необходимости смены подгузника/равномерное распределение биологической жидкости, отсутствие протеканий даже при лежании человека на боку. 3-х слойная впитывающая подушка надежно защищает от протекания. Верхний проводящий слой оказывает антибактериальный эффект и поддерживает благоприятный для кожи фактор нe мeнее pH 5,5.
Подгузники должны быть незаметными под светлой одеждой, а также не шелестеть; должны ограничивать появление неприятного запаха
Размер: N 4 Обхват талии не менее 130 и не менее 170 см Впитываемость: не менее 3200 мл. |
В соответствии с ГОСТ Р 55082-2012 показатели, обеспечивающие функциональное назначение подгузников, должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Значение показателя для подгузников видов и групп |
Метод испытаний |
|||||||
|
для средней степени недержания |
для тяжелой степени недержания |
|
||||||
|
Сверх-малые, малые |
Средние |
Большие, сверх-большие |
Сверх-малые |
Малые |
Средние |
Большие |
Сверх-большие |
|
1.Полное влагопоглощение, г, не менее |
1000 |
1300 |
1450 |
1200 |
1400 |
1800 |
2000 |
2800 |
По 7.3 настоящего стандарта |
2. Сорбционная способность после центрифугирования, г, не менее |
120 |
220 |
330 |
240 |
300 |
440 |
500 |
560 |
По 7.4 настоящего стандарта |
3. Обратная сорбция, г, не более |
4,4 |
По 7.5 настоящего стандарта |
|||||||
4. Скорость впитывания, см3/с, не менее
|
2,3 |
По 7.6 настоящего стандарта |
Документация электронного аукциона не содержит обоснование необходимости использования нестандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком при описании объекта закупки использованы наименования показателей, не предусмотренные стандартами Российской Федерации, а также установлены требования к товарам, соответствующие характеристикам конкретного производителя.
Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие подобного описания товаров (в том числе наименование показателей) в характеристиках различных производителей (например, специальная система типа Odour Stop нейтрализует неприятный запах). Данная характеристика соответствует товару торговой марки Seni.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Единство" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МБУЗ "Крымская ЦРБ" МО Крымский район п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУЗ "Крымская ЦРБ" МО Крымский район (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 октября 2017 г. N ЭА-3584/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2017