Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Кем-Логистик" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" при проведении электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство СОШ по ул. Наримановской в х. Ленина города Краснодара (1000 мест) (1 этап)" (Остаточные работы)" (извещение N0318300577617000130) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. В аукционной документации установлены требования к описанию объекта закупки, противоречащие ст.33 Закона о контрактной системе.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласились, документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство СОШ по ул. Наримановской в х. Ленина города Краснодара (1000 мест) (1 этап)" (Остаточные работы)" (извещение N0318300577617000130).
Начальная (максимальная) цена контракта - 151 865 406,46 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие.
38 |
Бетонные смеси тяжелого бетона (бе-тон) |
Класс по прочности на сжатие должен быть В7,5. Наибольшие крупности заполнителя 80 мм, 120 мм. Марка по морозостойкости по первому базовому методу требуется от F1100. Марка по водонепроницаемости требуется от W6. |
69 |
Бетонные смеси тяжелого бетона (бе-тон) |
Класс по прочности на сжатие должен быть В20. Наибольшая крупность заполнителя требуется 20 мм. Марка по морозостойкости по первому базовому методу требуется более F150. Марка по водонепроницаемости требуется от W2. |
Заявитель указывает, что в нарушение ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик установил требование по позициям 38 и 69 "Бетонные смеси тяжелого бетона", где Заказчик требует указать значения показателей, которые определяются по результатам испытаний товара.
С указанным доводом представители Заказчика не согласились, из пояснений следует, что при выполнении работ Подрядчик будет использовать бетон, изготовленный по параметрам, установленным Заказчиком. Наибольшая крупность заполнителя - одна из основных характеристик бетона, определяющая условия его применения. Она указывается в проектно-сметной документации, поэтому Подрядчики не имеют права использовать бетон с иными значениями наибольшей крупности заполнителя.
Согласно п.4.7.9 ГОСТ 26633-2015 крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе. % |
||||
От 5 до 3 0 мм |
Св.10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 60 мм |
Св 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
20-40 |
60-75 |
- |
- |
- |
40 |
15-25 |
20-35 |
40-65 |
- |
- |
80 |
10-20 |
15-25 |
20-35 |
35-55 |
- |
120 |
5-10 |
10-20 |
15-25 |
20-30 |
25-35 |
Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к наибольшей крупности заполнителя, без конкретизации содержания фракций в крупном заполнителе. Кроме того, показатель наибольшей крупности заполнителя бетона не подлежит какой-либо конкретизации и приводится в заявке в неизменном виде.
В связи с изложенным, доводы Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товаров, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний, необоснованны.
Заявитель обжалует примечание, установленное в п.21 Раздела 1 документации об электронном аукционе "Информационная карта":
21 |
Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки |
Установлено 1.1. Участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, обладающей компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. 1.2. Совокупный размер обязательств участника аукциона не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. * * - Требования не распространяются на предложения цены контракта 3 млн. рублей и менее в соответствии с ч.2.1 ст.52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также на лиц, указанных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. |
Из пояснений Заказчика следует, что Заказчик поставил примечание не к подпункту 1.2 требований, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 21 Раздела 1 документации об электронном аукционе "Информационная карта"), как утверждает Заявитель, а ко всему тексту, прописанному в данной позиции.
В Толковом словаре русского языка Ушакова примечание толкуется следующим образом: "Примечания, ср. (книжн.). 1. Дополнительное объяснение, заметка позади текста или в сноске под текстом...". Согласно Словарю Ожегова - "Примечание,. , -я, ср. Дополнительная заметка, объяснение к тексту...". В Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой данное слово трактуется так: "Примечание -ср. 1) Замечание, объяснение к тексту.,.".
Исходя из лексического значения слова, примечание - это объяснение к тексту, которое располагается под ним.
Кроме того, символ "*" стоит не перед точкой, что указывало бы связь именно с этой фразой, о чем почему-то молчит заявитель, а после точки ввиду пояснения исключений из указанного правила, описанного совместно в подп. 1.1 и под. 1.2, т.е. в едином общем тексте.
Более того, во фразе "Требования не распространяются.." слово требования употреблено во множественном числе. Это означает, что все перечисленные выше требования (а не только указанные в подп. 1.2) не распространяются на исключительные случаи.
Аналогичная формула в текстуальном оформлении заложена Заказчиком в извещении о закупке. Заявитель с запросом не обращался.
Таким образом, Заказчик не установил требование о наличии членства в СРО ко всем участникам закупки, а в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации указал конкретные случаи и лиц, когда требование о членстве в СРО не применяется. В частности, это касается предложения цены контракта 3 млн. рублей и менее в соответствии с ч.2.1 ст.52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также лиц, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Жалоба должна содержать документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в соответствии с ч.9 ст.105 Закона контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кем-Логистика" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300577617000130).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2017