Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Центр управления проектами" (надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы), в присутствии представителей государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования российской Федерации (далее также Заказчик) Егоровой С.Ю. (доверенность от 05.10.2017 N59), а также членов аукционной комиссии Заказчика, рассмотрев жалобу ООО "Центр управления проектами" (г.Астрахань, ул.Бакинская/Бэра/Тамбовская, д.79-81/22/28, литер А) на действия Заказчика (адрес:414040, г.Астрахань, ул.Академика Королева, д.46) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для средств вычислительной техники Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (реестровый N0225100000117000253), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.10.2017 поступила жалоба ООО "Центр управления проектами" (далее также - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования российской Федерации (далее также - Заказчик, Учреждение) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для средств вычислительной техники Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (реестровый N0225100000117000253) (далее - электронный аукцион), в которой сообщалось, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив представленные на рассмотрение жалобы документы, Комиссия установила, что 16.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для средств вычислительной техники Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (реестровый N0225100000117000253) и документация о нем (далее - аукционная документация).
В рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 31.10.2017 до 15.00.
После перерыва рассмотрение жалобы было продолжено в следующем составе: председатель комиссии Меркулов Н.С.- руководитель Астраханского УФАС России (далее также Управление) - вместо Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления; члены комиссии: Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления; Умерова Р.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления.
Согласно доводам заявителя Заказчик неправомерно установил требование о поставке оригинальных картриджей при поставке расходных материалов для обеспечения нужд Заказчика.
Согласно Техническому заданию Заказчика предлагаемые к поставке расходные материалы (картриджи) должны быть оригинальными, то есть произведенными исключительно производителем имеющейся у Заказчика техники. Поставка эквивалентного товара иных производителей недопустима в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком (закупка расходных материалов к оборудованию, используемому заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанное оборудование).
П.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать также наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик установил следующие требования к закупаемым товарам:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики |
Количество, шт. |
1 |
Картридж Xerox 108R00796 для Xerox Phaser 3635 |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 10000 страниц при 5% покрытии |
35 |
2 |
Картридж Xerox 106R02183 для WorkCentre 3045 |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 2300 страниц при 5% покрытии |
25 |
3 |
Драм-картридж 101R00435 для Xerox WorkCentre 5222/5225 |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 80000 страниц при 5% покрытии |
2 |
4 |
Тонер-картридж 106R01413 для Xerox WorkCentre 5222/5225 |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 20000 страниц при 5% покрытии |
2 |
5 |
Драм-картридж Xerox 013R00591 для Xerox WorkCentre 5325 |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 90000 страниц при 5% покрытии |
9 |
6 |
Тонер-картридж Xerox 006R01160 для Xerox WorkCentre 5325 |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 30000 страниц при 5% покрытии |
4 |
7 |
Картридж Xerox 106R01631 (cyan) для Xerox WorkCentre 6015N |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 1000 страниц при 5% покрытии |
1 |
8 |
Картридж Xerox 106R01632 (magenta) для Xerox WorkCentre 6015N |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 1000 страниц при 5% покрытии |
1 |
9 |
Картридж Xerox 106R01633 (yellow) для Xerox WorkCentre 6015N |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 1000 страниц при 5% покрытии |
1 |
10 |
Картридж Xerox 106R01634 (black) для Xerox WorkCentre 6015N |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 2000 страниц при 5% покрытии |
1 |
11 |
Картридж Xerox 106R02233 (cyan) для Xerox WorkCentre 6605DN |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 6000 страниц при 5% покрытии |
1 |
12 |
Картридж Xerox 106R02234 (magenta) для Xerox WorkCentre 6605DN |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 6000 страниц при 5% покрытии |
1 |
13 |
Картридж Xerox 106R02235 (yellow) для Xerox WorkCentre 6605DN |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 6000 страниц при 5% покрытии |
1 |
14 |
Картридж Xerox 106R02236 (black) для Xerox WorkCentre 6605DN |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 8000 страниц при 5% покрытии |
1 |
15 |
Картридж 106R02306 для Xerox Phaser 3320 |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 11000 страниц при 5% покрытии |
17 |
16 |
Фотобарабан Samsung SCX-R6555A для Samsung SCX-6545N |
Товарный знак: "Samsung"; Количество страниц: не менее 80000 страниц при 5% покрытии |
8 |
17 |
Картридж Samsung SCX-D6555A для Samsung SCX-6545N |
Товарный знак: "Samsung"; Количество страниц: не менее 25000 страниц при 5% покрытии |
8 |
18 |
Блок формирования изображения Lexmark 520Z (52D0Z00)/520ZA (52D0ZA0) для Lexmark MX710de |
Товарный знак: "Lexmark"; Количество страниц: не менее 100000 страниц при 5% покрытии |
12 |
19 |
Картридж Lexmark 625H (62D5H00)/620HA (62D0HA0) для Lexmark MX710de |
Товарный знак: "Lexmark"; Количество страниц: не менее 25000 страниц при 5% покрытии |
20 |
20 |
Картридж Copy/Print Cartridge 013R00559 для Xerox Docucolor 12 |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 40000 страниц при 5% покрытии |
2 |
21 |
Картридж Паутинка Xerox Cleaning Web 008R07985 для Xerox Docucolor 12 |
Товарный знак: "XEROX" |
2 |
22 |
Картридж Staple Cartridge 108R00823 для Xerox Phaser 3635 |
Товарный знак: "XEROX"; Количество страниц: не менее 3000 страниц при 5% покрытии |
20 |
На рассмотрении жалобы Заказчиком представлены письма производителей используемого им оборудования, которые содержат рекомендации по использованию именно оригинальных расходных материалов во избежание досрочного прекращения права на гарантийное обслуживание оборудования.
Однако, Заказчиком при рассмотрении жалобы не было представлено документов, подтверждающих, что оборудование, которое используется Заказчиком и для которого необходимы расходные материалы, находится на гарантийном обслуживании на момент объявления о проведении аукциона.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Предметом электронного аукциона является поставка расходных материалов для средств вычислительной техники Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Правовое регулирование заключения и исполнения государственных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд регулируется нормами параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), а также в соответствии с п. 1 ст. 527 названного Кодекса законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 454, п. 2 ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации к поставке товаров для государственных нужд применяются также положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 названного Кодекса, и правила о договоре поставки (ст. 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами названного Кодекса.
Согласно ст.506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
П. 4 ст. 469 ГК РФ предусматривает, что если законом предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По мнению Комиссии, использование картриджей одних производителей, в отношении которых этими производителями заявлено об их полной совместимости с оборудованием других производителей, которые отвечают всем требованиям Заказчика и являются качественными, безусловно не может являться нарушением условий эксплуатации принтеров.
Установление требования о поставке расходных материалов конкретных производителей без возможности предложить эквивалентные товары иных производителей, которые могут удовлетворить потребности заказчика, ограничивает доступ к торгам и, как следствие, количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены п.1 ч.1 ст.33 и п. 1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Заявитель также полагает, что начальная максимальная цена контракта не обоснована должным образом.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 1 248 742,82 руб.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по контролю за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение ограничивает количество участников закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр управления проектами" на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (адрес:414040, г.Астрахань, ул.Академика Королева, д.46) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для средств вычислительной техники Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (реестровый N0225100000117000253) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушившим п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для средств вычислительной техники Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (реестровый N0225100000117000253).
3. Выдать государственному заказчику Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходных материалов для средств вычислительной техники Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (реестровый N0225100000117000253).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
5. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, в орган внутреннего финансового контроля, осуществляющего контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 31 октября 2017 г. N 474-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2017