Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие Ашутова Марата Шамильевича (надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела), в присутствии представителя ГБУЗ Астраханской области "Александро-Мариинская областная клиническая больница" (414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 2) (далее - ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница", Заказчик) Чалова С.П. (доверенность N86 от 26.10.2017), рассмотрев жалобу Ашутова Марата Шамильевича на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сканеров и принтеров штрих - кода (номер извещения: 0325200000617000315), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.10.2017 поступила жалоба Ашутова Марата Шамильевича на действия ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сканеров и принтеров штрих - кода (номер извещения: 0325200000617000315) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы установлено следующее.
17.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить контракт на поставку сканеров и принтеров штрих - кода (номер извещения: 0325200000617000315) и документация о нем. В последующем в извещение и документацию вносились изменения, последнее из которых внесено 20.10.2017. Как следует из вышеуказанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 611 950,19 рублей.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
I. Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации установлены излишние требования к монтажу, эксплуатации, обучению правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих оборудование, по следующим основаниям.
Согласно п. 15 части 1 аукционной документации поставщик должен обеспечить доставку товара до места поставки, включая все виды погрузочно - разгрузочных работ, произведенных собственными силами или с привлечением третьих лиц, за свой счет, установку, монтаж, ввод в эксплуатацию товара.
Как следует из ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации требования к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, установлены в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе.
II. Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации установлены излишние требования к участникам закупки, а именно о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание сканеров и принтеров, по следующим основаниям.
Согласно п. 2.1. части 3 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" ввод в эксплуатацию поставляемого оборудования, инструктаж специалистов необходимо провести своими силами или силами третьих лиц, имеющих соответствующие лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности установлен в Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом, производство и техническое обслуживание сканеров и принтеров, не являющихся медицинской техникой, не является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, Заказчик в аукционной документации в нарушении ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установил требование о наличии соответствующей лицензии на производство и техническое обслуживание сканеров и принтеров.
Вышеуказанные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст.7.30 КоАП РФ.
III. Комиссия также соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации противоречиво сформулированы требования об оплате услуг по доставке товара, монтажу, эксплуатации, обучению правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих оборудование, по следующим основаниям.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является поставка сканеров и принтеров штрих - кода.
Согласно п. 15 части 1 аукционной документации поставщик должен обеспечить доставку товара до места поставки, включая все виды погрузочно - разгрузочных работ, произведенных собственными силами или с привлечением третьих лиц, за свой счет, установку, монтаж, ввод в эксплуатацию товара. Объем поставок должен составлять 100% от общего объема по каждой позиции спецификации.
Как следует из п. 4.1 проекта контракта, цена контракта сформирована с учетом всех затрат, связанных с выполнением обязательств по контракту, включая расходы на перевозку, разгрузку, доставку товара до места поставки, установку, монтаж, ввод в эксплуатацию товара, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов Заказчика, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, других обязательных платежей, а также стоимость тары, упаковки составляет ______________.
Таким образом, не представляется возможным определить, за чей счет будут оказываться услуги по доставке товара, монтажу, эксплуатации, обучению правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих оборудование.
Вышеуказанные действия Заказчика свидетельствуют о ненадлежащем определении условий контракта, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
IV. В ходе проведения проверки Комиссия также было установлено следующее.
Заказчик в разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" и в разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" извещения о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сканеров и принтеров штрих - кода (номер извещения: 0325200000617000315) указал порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок следующим образом: "В соответствии с действующим законодательством о контрактной системе", а порядок предоставления обеспечения исполнения контракта - "В соответствии с действующим законодательством о контрактной системе".
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе.
Согласно статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, следующая информация:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 данного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
3) идентификационный код закупки;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с данным Федеральным законом;
5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с данным Федеральным законом);
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 данного Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 данного Федерального закона.
Таким образом, Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на право заключить контракт на поставку сканеров и принтеров штрих - кода (номер извещения: 0325200000617000315) не определил надлежащим образом порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, ограничившись лишь ссылкой на Закон о контрактной системе, что является нарушением статьи 42 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение влияет на субъектный состав закупки и, как следствие на результат определения победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
26.10.2017 Комиссией в составе: председателя комиссии: Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России; членов комиссии: Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, в присутствии представителя ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" Чалова С.П. (доверенность N86 от 26.10.2017), в отсутствие Ашутова Марата Шамильевича (надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела) был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 09:30 31.10.2017. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии: Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России; членов комиссии: Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, в присутствии представителя ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" Чалова С.П. (доверенность N86 от 26.10.2017), в отсутствие Ашутова Марата Шамильевича (надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ашутова Марата Шамильевича на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сканеров и принтеров штрих - кода (номер извещения: 0325200000617000315) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" нарушившим ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64, ст. 42, ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение работ по текущему ремонту помещений административного здания инспекции (номер извещения: 0325100009917000018).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 31 октября 2017 г. N 475-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2017