Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"): не явились о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мегастрой" (далее - ООО "Мегастрой"): не явились о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Недра Сибири" (далее - ООО "Недра Сибири"): не явились о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрация муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее - АМР "Олекминский район" РС(Я), заказчик): не явились о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", ООО "МегаСтрой", ООО "Недра Сибири" на действия заказчика Администрации МР "Олекминский район Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в с.Юнкюр Олекминского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300005217000210), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "МегаСтрой", ООО "Недра Сибири"
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно:
1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом снижения участником закупки начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил требование к участникам закупки предоставить свидетельство о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Мегастрой" следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно:
1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом снижения участником закупки начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик в проекте контракта установил требование предоставить подрядчику, независимо от того какая система налогообложения им применяется, счета-фактуры.
3. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил ответственность сторон в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 1042 от 30.08.2017 года.
4. В нарушение Закона о контрактной системе проект контракта содержит условие, согласно которому подрядчик должен предоставить обеспечение исполнения контракта, если по каким либо причинам текущее обеспечение исполнения контракта перестало действовать.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Недра Сибири" следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно:
1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не разместил проекто-сметную документацию в единой информационной системе www.zakupki.gov.ruОшибка! Недопустимый объект гиперссылки.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнить без привлечения третьих лиц согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570.
3. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил ответственность сторон в соответствии с требованием Постановления Правительства Российской Федерации N 1042 от 30.08.2017 года.
4. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил требование участникам закупки предоставить свидетельство о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией.
5. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не установил идентификационный код закупки в проекте контракта.
6. В нарушение Закона о контрактной системе в проекте контракта не предусмотрел условие об уменьшении суммы, подлежащей оплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, если контракт заключается с физическим лицом.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика по доводам жалоб ООО "Перспектива", ООО "МегаСтрой", ООО "Нелра Сибири" следует, что заказчиком были подготовлены изменения в документацию о закупке, но изменения в извещение о проведении закупки в связи с недостаточной скоростью исходящего трафика не внесены, аукционная документация с внесенными изменениями на официальном сайте единой информационной системе не опубликована. В связи с этим заказчик представляет заключение отдела информатизации об отсутствии достаточной скорости исходящего трафика, по причине которого и не представилось возможности прикрепить изменение документации с учетом дополнительных файлов (проектной документации).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0116300005217000210 об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки ООО "Сббербанк-АСТ", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 498 406, 00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) на момент проведения электронного аукциона поступило 4 предложения о понижении цены контракта.
6) все участники электронного аукциона признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Перспектива" обоснованной по следующим основаниям.
Довод заявителя в части не установления размера и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом снижения участником закупки начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов признан обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системы заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечение исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30 процентов НМЦК указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 процентов НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрено выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30 процентов НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложения в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальной (максимальной) цены контракта составляет более чем 15 миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающим в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно извещению N 0116300005217000210 начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 498 406, 00 руб., обеспечение исполнения контракта установлено в размере 974 920,30 руб., что составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 23 Информационной карты аукционной карты содержит следующее: "Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 000 000 рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 23 Информационной карты, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)".
Пунктом 12.1 проекта контракта установлено, что в целях обеспечения исполнения обязательств Подрядчика по настоящему контракту Исполнитель представляет Заказчику обеспечение исполнения контракта в форме безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств. Выбранный Подрядчиком вид обеспечения должен соответствовать требованиям, предъявленным в аукционной документации. Подрядчик предоставляет обеспечение исполнения настоящего контракта на сумму_____________________(________________) рублей, что составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 6 (шесть) месяцев.
Таким образом, в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта. Между тем, в проекте контракта не указана условие о представлении обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цены контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчик нарушил положения части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Довод заявителей ООО "Перспектива" и ООО "Недра Сибири" в части установления в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению конкретных видов работ подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Как указывают заявители, в связи с внесенными в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменениями, подтверждением членства юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки, между тем, заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО о допуске к определенным видам работ.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
С 01.07.2017 г. вступили в силу изменения ГрК РФ о том, что подтверждением членства юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.
Пунктом 29 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник.) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ), при этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ должен соответствовать предполагаемой цене контракта. Соответствие требованиям подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме.
Согласно разделу 2 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации участникам закупки также не вменяется обязанность представить в составе второй части заявки свидетельство СРО о допуске к определенным видам работ.
Следовательно, требование пункта 29 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено в соответствии с действующими нормами ГрК РФ и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу пункта 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Между тем, жалобы заявителей ООО "Перспектива" и ООО "Недра Сибири" не содержит сведений и документов, подтверждающих данный довод, позволяющих антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке.
Таким образом, второй довод жалобы ООО "Перспектива" и четвертый довод жалобы ООО "Недра Сибири" признан необоснованным.
Жалоба ООО "Перспектива" признана частично обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Мегастрой" частично обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части неправомерного установления в проекте контракта условия об осуществлении оплаты работ на основании предъявленния подрядчиком счета-фактуры подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 2.2. проекта контракта оплата промежуточная по контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней согласно выставленных счетов, счетов-фактур на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подтверждающих выполнение работ в соответствующем отчетном периоде (месяце).
Пунктами 2.4. и 2.5. проекта контракта предусмотрено следующее:
"2.4. Окончательный расчет за выполнение этапа Работ по Контракту производится Заказчиком не позднее 20 календарных дней с даты подписания акта приема - передачи работ (Приложение 2) обеими сторонами.
2.5. Оплата выполненных Исполнителем работ по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления Заказчиком денежных средств на банковский счет Исполнителя, указанный в Контракте".
Следовательно, проектом контракта предусмотрены порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, вследствие чего нарушение Закона о контрактной системе со стороны заказчика отсутствует.
В соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказ Минфина России от 17.11.2016 г. N 213н, для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета представляют в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания соответствующую заявку, в которой содержится, в том числе следующие реквизиты и показатели: реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная и (или) акт приемки-передачи и (или) счет-фактура), выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счет и (или) счет-фактура), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение соответствующих денежных обязательств, предусмотренных графой 3 Перечня документов (далее - документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств), за исключением реквизитов документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств в случае осуществления авансовых платежей в соответствии с условиями договора (государственного контракта), внесения арендной платы по договору (государственному контракту), если условиями таких договоров (государственных контрактов) не предусмотрено предоставление документов для оплаты денежных обязательств при осуществлении авансовых платежей (внесении арендной платы).
Согласно положениям постановления Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления обычных счетов-фактур, содержащих НДС.
На основании пункта 2 раздела 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по этой ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись "без НДС".
Нормативные правовые акты не содержат запретов на выставление счетов-фактур без начисления суммы НДС организациями, применяющими УСНО
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников рассматриваемой закупки, а также, что действия заказчика по установлению таких требований к оплате за выполненные работы нарушают права и законные интересы ООО "Мегастрой".
Таким образом, довод заявителя, согласно которому заказчиком неправомерно установлено требование о представлении подрядчиком расчетно-платежных документов (счета-фактуры) для оплаты заказчиком выполненных работ, признан необоснованным.
Довод заявителей ООО "Мегастрой", ООО "Недра Сибири" в части не установления в проекте контракта ответственности заказчика, подрядчика (поставщика, исполнителя) подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено ранее, в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление размера штрафа в виде фиксированной суммы, но и порядка его определения.
Материалами дела установлено, что в разделе 8 проекта контракта содержатся условия об ответственности заказчика, подрядчика (поставщика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Также в указанном разделе установлен порядок определения размеров неустойки (штрафа, пени), подлежащих выплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств согласно контракту предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, что также подтверждается письменными пояснениями заказчика.
Между тем, Правительством Российской Федерации 30.08.2017 г. принято постановление N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее также - Постановление N 1042).
Указанное постановление вступило в силу 09.09.2017 г., учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в с.Юнкюр Олекминского района Республики Саха (Якутия) было опубликовано с внесенными изменениями на официальном сайте ЕИС 22.09.2017 г., то в данном случае подлежат применению положения Постановления N 1042.
Таким образом, в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлен надлежащий порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям действующего законодательства.
Довод жалобы ООО "Мегастрой" в части неправомерного включения в проект контракта условия, согласно которому поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан представить новое обеспечение исполнения контракта, в случае, если представленное ранее стало недействительным, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Как установлено ранее, согласно пункту 12.1 проекта контракта в целях обеспечения исполнения обязательств Подрядчика по настоящему контракту Исполнитель представляет Заказчику обеспечение исполнения контракта в форме безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств. Выбранный Подрядчиком вид обеспечения должен соответствовать требованиям, предъявленным в аукционной документации. Подрядчик предоставляет обеспечение исполнения настоящего контракта на сумму_____________________(________________) рублей, что составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 6 (шесть) месяцев.
Пунктом 12.4. проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам до исполнения Исполнителем своих обязательств по Контракту обеспечение исполнения этих обязательств перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по Контракту, Исполнитель обязуется в течение десяти календарных дней предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения на условиях и в размере, предусмотренных в Контракте.
Комиссия приходит к выводу, что указанное Заказчиком в пункте 12.4 проекта контракта условие не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Следовательно, Закон о контрактной системе предусматривает возможность предоставления "нового" обеспечения исполнения контракта, что противоречит доводам заявителя.
Таким образом, довод жалобы ООО "Мегастрой" не нашел своего подтверждения.
Жалоба ООО "Мегастрой" признана частично обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Недра Сибири" частично обоснованной на основании следующего.
Довод ООО "Недра Сибири" в части не размещения на официальном сайте ЕИС проектно-сметной документации в полном объеме подлежит признанию обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
При этом, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу извещения о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ, следовательно, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, а именно: закупочная документация должна содержать указания на объем и характер выполняемых работ.
Как указывает заявитель, в составе аукционной документации, размещенной на официальном сайте ЕИС, отсутствует часть проектно-сметной документации, что не позволяет объективно определить объем и характер выполняемых работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, описание объекта закупки в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должно в полной мере отражать объем и характер выполняемых работ, в связи с чем, заказчику надлежит размещать проектно-сметную документацию на официальном сайте ЕИС в составе аукционной документации.
Согласно письменным пояснениям заказчика, проектно-сметная документация на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в с.Токко Олекминского района Республики Саха (Якутия) не была размещена на официальном сайте ЕИС в полном объеме по причине отсутствия достаточной скорости исходящего трафика сети "Интернет".
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 59, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком проектно-сметная документация на выполнение работ строительных, предусмотренных контрактом, не размещена на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Довод жалобы признан обоснованным.
Довод в части не установления в аукционной документации условия об обязанности подрядчика выполнить определенные виды работ самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как следует из материалов дела, предметом данной закупки является выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в с. Юнкюр Олекминского района Республики Саха (Якутия).
Следовательно, в данном случае заказчик должен включить в аукционную документацию условие, в соответствии с Постановлением N 570, об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 15 процентов от цены муниципального контракта самостоятельно, с указанием видов предлагаемых работ, поскольку предметом закупки является строительство объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, в разделе 6 Технического задания, которое в силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе является частью аукционной документации, указаны виды работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту согласно Постановления N570.
Довод жалобы признан необоснованным.
Довод в части не указания в проекте контракта идентификационного кода закупки подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В извещении N 0116300005217000210 о проведении закупки указан следующий идентификационный код закупки - 173142100805314210100100210104120414
На заседании Комиссией установлено, что проект контракта указанный идентификационный код закупки не содержит, что является нарушением части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы ООО "Недра Сибири" признан обоснованным.
Довод в части не установления в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Условия, подлежащие включению в проект контракта, определены в статье 34 Закона о контрактной системе.
Так, частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в том числе установлено, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Как установлено из материалов дела, проект контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в с.Юнкюр Олекминского района Республики Саха (Якутия) ,не содержит обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Недра Сибири" признана частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Как следует из материалов дела заказчиком извещение о проведении электронного аукциона N 0116300005217000210 на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в с.Юнкюр Олекминского района Республики Саха (Якутия) с внесенными изменениями размещено на официальном сайте ЕИС- 22.09.2017 г., при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 498 406, 00 руб.
Следовательно, в данном случае, поскольку начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик должен установить дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе по истечении 15 дней с момента размещения на официальном сайте ЕИС извещения о проведении закупки с внесенными изменениями.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Статьей 193 ГК РФ установлено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Между тем, извещением, аукционной документацией установлена следующая дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.10.2017 г. 19:00 часов.
Поскольку дата 08.10.2017 г. является нерабочим днем, то дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе с учетом правил исчисления сроков, установленных гражданским законодательством, должна быть установлена не ранее 09.10.2017 г.
Таким образом, заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, что нарушает требования пункта 6 статьи 42, части 3 статьи 63, пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика Администрации МР "Олекминский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в с.Юнкюр Олекминского района Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300005217000210) частично обоснованной, в части установления в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта без учета положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
2. Признать жалобу ООО "Мегастрой" на действия заказчика Администрации МР "Олекминский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в с.Юнкюр Олекминского района Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300005217000210) частично обоснованной, в части установления в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта без учета положений статьи 37 Закона о контрактной системе, в части не установления в проекте контракта надлежащего условия об ответственности заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) за невыполнение, не надлежащее выполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
3. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия заказчика Администрации МР "Олекминский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в с.Юнкюр Олекминского района Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300005217000210) частично обоснованной, в части не размещения на официальном сайте ЕИС проектно-сметной документации, в части не установления в проекте контракта надлежащего условия об ответственности заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) за невыполнение, не надлежащее выполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в части не указания в проекте контракта идентификационного кода закупки, в части не указания в проекте контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
4. Признать заказчика Администрацию МР "Олекминский район" РС (Я) нарушившими часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 23, пункт 1 часть 1 статьи 33, части 5, 8, 13 статьи 34, пункт 6 статьи 42, часть 1 статьи 59, часть 3 статьи 63, пункты 1, 3 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику Администрацию МР "Олекминский район" РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 октября 2017 г. N 06-1104/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2017