Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. -государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее - ООО "ТехноСтрой", заявитель): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СеверСтрой" (далее - ООО "СеверСтрой", заявитель): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", заявитель): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заказчика федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "АЛБ", заказчик): Лучинина О.Л., Мишина Г.М. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобы ООО "ТехноСтрой" ООО "СеверСтрой", ООО "Перспектива" на действия заказчика ФБУ "АЛБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству арочного склада Якутского РВПиС (изв. N 0316100015217000340), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "ТехноСтрой" ООО "СеверСтрой", ООО "Перспектива" на действия заказчика ФБУ "АЛБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству арочного склада Якутского РВПиС (изв. N 0316100015217000340).
Из текста жалобы ООО "ТехноСтрой" следует, что заявителем обжалуется:
1. Наличие разночтений в извещении о проведении закупки и в аукционной документации относительно установленных сроков окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
2. Необъективное описание объекта закупки, выразившееся в установлении не соответствующих требованиям ГОСТов характеристик товара "щебень", а также в неуказании надлежащих характеристик товара "гвозди".
Из текста жалобы ООО "СеверСтрой" следует, что заявителем обжалуются следующие действия заказчика:
1. Установление ненадлежащих требований к правоспособности участников закупки - по мнению заявителя заказчику надлежало указать, что членство в саморегулируемой организации (далее по тексту - СРО) и предоставление выписки из реестра членов СРО не требуется от лиц, указанных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ), что привело к ограничению количества участников закупки.
2. Неустановление в аукционной документации требований, предусмотренных статьей 110.2 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570).
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что заявителем обжалуются действия заказчика по неустановлению в аукционной документации требований, предусмотренных статьей 110.2 Закона о контрактной системе, Постановлением N 570.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика пояснили следующее.
По жалобе ООО "ТехноСтрой":
1. В пункте 24 Информационной карты датой и временем окончания приема заявок указано 23 октября 2017 года 02 ч. 30 мин. по московскому времени. В извещении указана дата и время окончания подачи заявок: "23-10-2017 08:30:00 [GMT +9 Якутск]" (по местному времени заказчика). Даты и время соответствуют.
2. По позициям "щебень", "гвозди" допущены опечатки в приложении N 3 к Части II Техническая часть аукционной документации "Ведомость основных потребляемых материалов".
Указанные позиции необходимо изложить в правильной редакции:
п. 1 - в столбце 5 указать: "марка 1200, фракция св. 40 до 80(70) мм; ГОСТ 8267-93";
п. 12 - в столбце 5 указать: "ГОСТ Р 51232-98".
По жалобе ООО "СеверСтрой":
1. Заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Между тем ФБУ "АЛБ" не является федеральным органом исполнительной власти, государственной корпорацией, коммерческой организацией и другим, указанным в данной статье лицом, соответственно требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении лиц, перечисленных в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ, устанавливается на общих основаниях.
2. Необходимо внести изменения в документацию о закупке в части установления требований, предусмотренных статьей 110.2 Закона о контрактной системе, Постановлением N 570.
По жалобе ООО "Перспектива" пояснения аналогичны пояснениям по второму доводу жалобы ООО "СеверСтрой".
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) извещение N 0316100015217000340 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 06.10.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 300 000,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок от участников закупки, по итогам рассмотрения первых частей заявок участники закупки с номерами заявок 1, 3 и 5 допущены к участию в электронном аукционе, заявки остальных участников закупки отклонены от участия в электронном аукционе;
5) на момент рассмотрения жалобы и проведения проверки электронный аукцион не проведен, вторые части заявок на участие в электронном аукционе не рассмотрены;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобы ООО "ТехноСтрой", ООО "СеверСтрой" обоснованными частично, жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в полном объеме исходя из следующего.
1.1. Из текста жалобы ООО "ТехноСтрой" следует, что заявителем обжалуется наличие разночтений в извещении о проведении закупки и в аукционной документации относительно установленных сроков окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, среди прочего, указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении закупки N 0316100015217000340 указано, что датой и временем окончания срока подачи заявок является 23.10.2017 г., 08 часов 30 минут.
В пункте 23 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" части 1 "Аукцион в электронной форме" документации об электронном аукционе датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлено 23.10.2017 г., 02 часа 30 минут по московскому времени.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что в извещении, формируемом посредством функционала ЕИС, время указывается в соответствии с часовым поясом места нахождения заказчика, следовательно, сроки окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе указанные в извещении (23.10.2017 г. 08 часов 30 минут) и в аукционной документации (23.10.2017 г. 02 часа 30 минут по московскому времени), являются тождественными и не содержат разночтений.
При изложенных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "ТехноСтрой" не находит подтверждения и признается необоснованным.
1.2. ООО "ТехноСтрой" указывает на необъективное описание объекта закупки, выразившееся в установлении не соответствующих требованиям ГОСТов характеристик товара "щебень", а также в неуказании надлежащих характеристик товара "гвозди".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что заказчиком в приложении N 3 части II "Техническая часть" документации об электронном аукционе установлены следующие требования к товарам "щебень", "гвозди":
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Характеристика используемых материалов |
2 |
3 |
4 |
5 |
Щебень |
м3 |
140 |
Фр. 40/70 |
Гвозди |
кг |
10 |
Строительные не менее 120 мм; ГОСТ 4028-63. |
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, следующее.
. По позициям "щебень", "гвозди" допущены опечатки в приложении N 3 к Части II Техническая часть аукционной документации "Ведомость основных потребляемых материалов".
Указанные позиции необходимо изложить в правильной редакции:
п. 1 - в столбце 5 указать: "марка 1200, фракция св. 40 до 80(70) мм; ГОСТ 8267-93";
п. 12 - в столбце 5 указать: "ГОСТ Р 51232-98".
При изложенных обстоятельствах, второй довод жалобы ООО "ТехноСтрой" признается обоснованным, заказчик признается нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.1 Из текста жалобы ООО "СеверСтрой" следует, что заявителем обжалуются действия заказчика по установлению требований к правоспособности участников закупки - по мнению заявителя заказчику надлежало указать, что членство в СРО и предоставление выписки из реестра членов СРО не требуется от лиц, указанных в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ, что привело к ограничению количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требованиях, указывается в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Между тем частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
Следовательно заказчику, в том случае, если условия закупки соответствуют условиям, указанным в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ, требования к специальной правоспособности участников закупки надлежит устанавливать с учетом положений вышеназванной нормы ГрК РФ.
Вместе с тем, частями 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, регулирующей порядок подачи жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Жалоба ООО "СеверСтрой" не содержит доказательств того, что условия закупки соответствуют условиям, указанным в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ, не содержит доказательств того, что установленные заказчиком требования к специальной правоспособности каким-либо образом ограничили количество участников закупки, либо помешали ООО "СеверСтрой" подать заявку на участие в закупке. Также в жалобе не содержится доказательств того, что ООО "СеверСтрой" относится к числу тех хозяйствующих субъектов, которые, в силу части 2.2 статьи 52 ГрК РФ, не обязаны быть членами СРО.
При изложенных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "СеверСтрой" подлежит признанию необоснованным.
2.2. ООО "СеверСтрой" обжалует действия заказчика по неустановлению в аукционной документации требований, предусмотренных статьей 110.2 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. N 570.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 570 от 15.05.2017 г. установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, а также внесены изменения в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Материалами дела установлено, что предметом контракта, на право заключения которого проводится рассматриваемая закупка, является строительство арочного склада Якутского РВПиС.
В приложении N 2 к части II "Техническая часть" аукционной документации приведена ведомость объемов работ, которые надлежит исполнить по контракту:
N |
Наименование работ и затрат |
Ед. изм. |
Кол-во |
|
Строительство склада |
|
|
1. |
Устройство основания из щебня фракции 40-70 |
м3 |
140 |
2. |
Устройство основания из песка |
м3 |
105 |
3. |
Устройство гидроизоляции |
м2 |
600 |
4. |
Устройство утеплителя цокольного перекрытия не менее 10 см. |
м3 |
38 |
5. |
Устройство арматурной сетки |
т. |
14 |
6 |
Устройство трубного фундамента |
м.п. |
108 |
7 |
Устройство арочного каркаса |
шт. |
12 |
9 |
Окрашивание металлоконструкции каркаса |
кг |
98 |
10 |
Устройство поперечных балок |
м3 |
9,5 |
11 |
Обшивка внутренняя |
м2 |
1042,04 |
12 |
Устройство утеплителя стен (ППУ толщиной не менее 50 мм.) |
м3 |
60 |
13 |
Обшивка внешняя |
м2 |
1097,75 |
14 |
Монтаж ворот распашных ширина 3 высота 4 (с утеплителем пенополиуретан 50 мм) |
шт. |
1 |
15 |
Обшитый фанерой |
лист |
4 |
16 |
Монтаж ворот электро-подъёмных ширина 5, высота 4,5 |
шт. |
1 |
17 |
Дверь металлическая входная (утепленная пенополиуретан) |
шт. |
2 |
|
Устройство отопления |
|
|
18 |
Устройство регистров |
шт. |
16 |
19 |
Устройство кранов шаровых |
шт. |
40 |
20 |
Устройство кранов спускных |
шт. |
34 |
21 |
Прокладка труб отопления |
м.п. |
211 |
22 |
Окраска труб отопления и регистров за 2 раза |
м.2 |
17 |
|
Устройство освещения |
|
|
23 |
Монтаж проводов |
м.п. |
240 |
24 |
Монтаж розеток |
шт. |
4 |
25 |
Монтаж выключателей |
шт |
3 |
26 |
Монтаж прожекторов |
шт. |
10 |
Между тем, в перечень видов работ, установленных Постановлением N 570 включены, в том числе, следующие виды работ:
- земляные работы;
- устройство фундаментов и оснований;
- возведение несущих конструкций;
- устройство внутренних электротехнических систем;
- устройство внутренних трубопроводных систем;
- устройство внутренних слаботочных систем.
Также пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Материалами дела установлено, что в пункте 7.10 проекта контракта заказчиком указано следующее: "За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ".
Между тем, в аукционной документации условие, предусмотренное частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и Постановлением N 570, об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 15 процентов от цены муниципального контракта самостоятельно, с указанием видов предлагаемых работ, не установлено.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика признали необходимость внесения в документацию о закупке изменений в части установления требований, предусмотренных статьей 110.2 Закона о контрактной системе, Постановлением N 570.
В связи с вышеизложенным заказчик признается нарушившим часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "СеверСтрой" признается обоснованным.
3. Довод жалобы ООО "Перспектива" соответствует второму доводу жалобы ООО "СеверСтрой", оценка которому дана выше. Довод жалобы ООО "Перспектива" признается обоснованным.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По общим правилам инструкция представляет собой документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления какого-либо действия.
Материалами проверки установлено, что в пункте 40 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" части 1 "Аукцион в электронной форме" документации об электронном аукционе указано следующее: "Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Участнику предлагается для удобства использовать формулировку, предлагаемую в Форме 1.1 Приложения N 2 к Информационной карте аукциона настоящей документации".
В приложении N 1 к Информационной карте "ИНСТРУКЦИЯ по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано, в том числе, следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения и документы:
- согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Показатели заполняются в соответствии с Приложением N 2 к ЧАСТИ II. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров, о качестве работ, услуг" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара".
Из материалов проверки следует, что в приложении N2 к части II аукционной документации "Техническая часть аукционной документации" приведена ведомость объемов работ, при этом указанная ведомость не содержит требований к товарам, используемым при выполнении работ.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что в инструкции по заполнению заявок допущена ошибка, участникам закупки в первых частях заявок на участие в электронном аукционе необходимо указать показатели в соответствии с Приложением N 3 к части II "Техническая часть" аукционной документации "Ведомость основных потребных материалов на выполнение работ по строительству арочного склада Якутского РВПиС".
При изложенных обстоятельствах, заказчик, разместивший в составе аукционной документации инструкцию по заполнению заявок, содержащую некорректные положения, признается нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Технострой" на действия заказчика ФБУ "АЛБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству арочного склада Якутского РВПиС (изв. N 0316100015217000340) обоснованной частично, обоснованным признан довод заявителя о необъективном описании заказчиком объекта закупки.
2. Признать жалобу ООО "СеверСтрой" на действия заказчика ФБУ "АЛБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству арочного склада Якутского РВПиС (изв. N 0316100015217000340) обоснованной частично, обоснованным признан довод о неустановлении в аукционной документации требований, предусмотренных статьей 110.2 Закона о контрактной системе, Постановлением N 570.
3. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика ФБУ "АЛБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству арочного склада Якутского РВПиС (изв. N 0316100015217000340) обоснованной.
4. Признать заказчика ФБУ "АЛБ" нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику ФБУ "АЛБ" предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 октября 2017 г. N 06-1173/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2017