Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх.14113) 19.10.2017 от ООО "Новая линия" на действия заказчика, в лице федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0301100012717000141 "Реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1466+030 - км 1480+000, Республика Башкортостан (2 пусковой комплекс)".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N0301100012717000141.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
29.09.2017 г. Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru опубликована закупка по электронному аукциону N0301100012717000141. Начальная (максимальная) цена контракта 237 226 210,00 рублей.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к испытанию товара, т.к. требуется указание показателей, которые становятся известны только при наличии товара.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Комиссией установлено, что Заказчиком в приложении N6 к аукционной документации предусмотрена инструкция по заполнению заявки участником закупки.
Согласно вышеуказанной инструкции "При описании товара, используемого при выполнении работы, в заявке на участие в электронном аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в настоящем приложении показателей товаров (за исключением случаев, указанных в инструкции). При этом производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии не требуется. Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.).".
Таким образом, Заказчиком предусмотрена возможность указания участником закупки конкретных показателей, в соответствии с требованиями аукционной документации в случае, если данный товар имеется в наличии у участника закупки, либо указание показателей в соответствии с действующим ГОСТ. Довод жалобы признан необоснованным.
Кроме того, согласно доводу Заявителя, в аукционной документации содержится ненадлежащая инструкция, т.к. невозможно определить по каким позициям должен быть представлен диапазон значений, а по каким единственное значение.
Комиссией установлено, что в приложении N6 к аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки участником закупки" предусмотрено, что "_Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.).".
Кроме того, в данной инструкции во всех случаях требований к минимальным и максимальным значениям показателей установлено, что участник закупки вправе указать конкретный диапазон значений.
Следовательно, участник закупки указывает значения показателей соответствующие требованиям аукционной документации и действующим ГОСТ.
Согласно доводу Заявителя, в аукционной документации отсутствует требуемая марка битума.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком при описании объекта закупки, а именно требования к битуму, указаны требуемые значения показателей в соответствии с ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие".
Следовательно, по совокупности показателей представленных участником закупки по позиции "битумы" в соответствии с требованиями ГОСТ и аукционной документации, возможно, определить какую именно марку битума будет использовать участник закупки.
Согласно доводу Заявителя, в позиции N8 приложения N5 к аукционной документации установлены дублирующие взаимоисключающие значения показателей устойчивости при перемешивании со смесями минеральных материалов, разделенные знаком ".", а инструкция по заполнению заявки сформирована ненадлежащим образом, т.к. в инструкции отсутствуют указания по поводу знака ".".
Комиссией установлено, что в п.9 приложения N5 к аукционной документации "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" по параметру "Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов" требуется значение "должен быть для пористого зернового состава "не смешивается", для плотного зернового состава "не смешивается". для пористого зернового состава "смешивается" ; "не смешивается", для плотного зернового состава "смешивается" ; "не смешивается".
Согласно приложению N6 к аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки участником закупки" в случае установления значений с использованием союза "или", ";", "либо", участник должен выбрать одно из предложенных значений, за исключением случаев описании характеристики товара.. В случае установления значений с использованием союза "и/или", участник может выбрать одно значение или несколько предложенных значений. В случае установления значений с использованием "," (запятая), союз "и", участник должен представить значения, для каждого наименования, за исключением случаев описании характеристики товара.
Следовательно, в случае установления значений с использованием ";", участник должен выбрать одно из предложенных значений.
Таким образом, в инструкции по заполнению заявки содержится указание по заполнению вышеуказанных показателей.
Кроме того, Комиссия Башкортостанского УФАС России, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п.10.44 проекта контракта аукционной документации Заказчиком предусмотрено требование к исполнителю "привлекать к исполнению контракта с субподрядчиков из числа СМП и (или) СОНО для выполнения работ 20% от цены Контракта. Субподрядные организации должны обладать необходимым опытом работ, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензиями, сертификатами либо другими документами, подтверждающие их право на выполнение данного вида работ".
Однако, Заказчиком не определено, что вышеуказанное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций относится исключительно к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд N727/14 от 19 ноября 2014 г. Комиссия Башкортостанского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на конечный результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем, выявленные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новая линия" на действия заказчика, в лице федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства", при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0301100012717000141 "Реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1466+030 - км 1480+000, Республика Башкортостан (2 пусковой комплекс)", необоснованной.
2. Внеплановая проверка установила в действиях Заказчика нарушения ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе, не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу, для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 26 октября 2017 г. N ГЗ-820/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2017