Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГУП "Городской центр размещения рекламы" (далее - Заказчик): по доверенности;
АНР "Национальный рекламный стандарт" (далее - Заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26492/17 от 08.11.2017) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по оформлению Казанской площади в г. Санкт-Петербурге сетевой инсталляцией и световыми гирляндами к Новому 2018 году и Рождеству Христову (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 26.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0572200000517000055. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 995 430,00 рублей.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке, по его мнению, критериев оценки заявок не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно п. 2 Приложения N 1 к Разделу II документации о закупке Заказчиком установлен следующий критерий оценки:
"Показатель N1: "Качество услуг".
Количество баллов присваивается в зависимости от наличия документов (копий документов), подтверждающих соответствие качества оказываемых услуг традициям и канонам празднования Рождества Христова, а именно наличия согласования проекта световой инсталляции, относящейся к предмету настоящей закупки, Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" (НЦБiQ) определяется в соответствии со следующей шкалой:
Кол-во баллов |
Показатель N 1: "Качество услуг" |
100 |
В составе заявки представлены документы (копии документов), подтверждающие согласование проекта световой инсталляции, относящейся к предмету настоящей закупки, Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви |
0 |
В составе заявки отсутствуют документы (копии документов), подтверждающие согласование проекта световой инсталляции, относящейся к предмету настоящей закупки, Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви |
В целях оценки заявки по настоящему показателю к документам, подтверждающим согласование проекта световой инсталляции, относящейся к предмету настоящей закупки, Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, относятся следующие документы:
- письмо с согласованием (положительным отзывом) проекта световой инсталляции, относящейся к предмету настоящей закупки, Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, подписанное уполномоченным представителем (ответственным секретарем) Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви; и/или
- протокол (выписка из протокола) заседания Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, содержащий информацию о согласовании (положительном отзыве) проекта световой инсталляции, относящейся к предмету настоящей закупки, Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви; и/или
- наличие на проекте световой инсталляции, относящейся к предмету настоящей закупки, визы уполномоченного представителя (ответственного секретаря) Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви о согласовании данного проекта Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви".
Вместе с тем, Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви по организационно-правовому статусу не является органом государственной власти или органом местного самоуправления, в связи с чем, порядок его взаимоотношений с юридическими лицами (в том числе в части срока и порядка рассмотрения поступающих обращений, обязательности дачи ответа и / или выдачи каких-либо заключений) не регулируется Федеральным Законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Исходя из изложенного следует вывод, что Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви в случае наличия обращений на предмет необходимости согласования тех или иных проектов (в данном случае световой инсталляции) не ограничен в сроках реагирования на данные обращения и в обязанности дачи полного и своевременно ответа согласно поступившего обращения.
Следовательно, установление в качестве критерия оценки требования о наличии документов, получение которых находится в зависимости от организации, не являющейся органом государственной власти или органом местного самоуправления ставит в неравные условия потенциальных участников закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 3.3. Приложения N 1 к Разделу II документации о закупке Заказчиком установлен следующий критерий оценки:
"Показатель N 3: "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Количество баллов присваивается в зависимости от представленной участником открытого конкурса информации о привлекаемых к оказанию услуг специалистов соответствующей квалификации, работающих у участника по трудовому договору или привлекаемых участником по договору гражданско-правового характера.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (НЦКiQ(3)) определяется в соответствии со следующей шкалой:
Кол-во баллов |
Показатель N 3: "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами". |
100 |
В составе заявки представлены сведения о привлекаемых к оказанию услуг художниках-декораторах (художниках-оформителях, дизайнерах или специалистах родственной профессии в соответствии с действующими ЕТКС, ЕКС или профессиональными стандартами) соответствующей квалификации, работающих у участника по трудовому договору в количестве 2х (двух) человек или более |
75 |
В составе заявки представлены сведения о привлекаемых к оказанию услуг художниках-декораторах (художниках-оформителях, дизайнерах или специалистах родственной профессии в соответствии с действующими ЕТКС, ЕКС или профессиональными стандартами) соответствующей квалификации, (а) работающих у участника по трудовому договору в количестве 1-ого (одного) человека и (б) привлекаемых участником по договору гражданско-правового характера в количестве не менее 1-ого (одного) человека |
50 |
В составе заявки представлены сведения о привлекаемых к оказанию услуг художниках-декораторах (художниках-оформителях, дизайнерах или специалистах родственной профессии в соответствии с действующими ЕТКС, ЕКС или профессиональными стандартами) соответствующей квалификации, (а) работающих у участника по трудовому договору в количестве 1-ого (одного) человека или (б) привлекаемых участником по договору гражданско-правового характера в количестве не менее 2ух (двух) человек |
25 |
В составе заявки представлены сведения о привлекаемых к оказанию услуг художниках-декораторах (художниках-оформителях, дизайнерах или специалистах родственной профессии в соответствии с действующими ЕТКС, ЕКС или профессиональными стандартами) соответствующей квалификации, привлекаемых участником по договору гражданско-правового характера в количестве 1-ого (одного) человека |
0 |
В составе заявки отсутствуют сведения о привлекаемых к оказанию услуг художниках-декораторах (художниках-оформителях, дизайнерах или специалистах родственной профессии в соответствии с действующими ЕТКС, ЕКС или профессиональными стандартами) соответствующей квалификации |
Начисление баллов по сведениям о каждом специалисте соответствующей квалификации производится только по документально подтвержденной информации. Документальным подтверждением в целях оценки по настоящему показателю считается предоставление следующего пакета документов:
а) для специалистов, работающих у участника по трудовому договору:
- полная копия трудовой книжки и/или трудового договора со всеми приложениями (дополнительными соглашениями) к нему;
- копия диплома о высшем образовании, соответствующем укрупненной группе специальностей "8.54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств" (ОК 009-2016);
б) для специалистов, привлекаемых участником по договору гражданско-правового характера:
- полная копия договора гражданско-правового характера со всеми приложениями (дополнительными соглашениями) к нему;
- копия диплома о высшем образовании, соответствующем укрупненной группе специальностей "8.54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств" (ОК 009-2016);
Если участником не представлено документальное подтверждение по специалисту или представлено частично, при оценке заявки участника по настоящему показателю, предложение по такому специалисту не учитывается".
Согласно доводам жалобы Заявителя, требование о наличии в качестве критерия оценки у участников закупки трудовых ресурсов с документами, подтверждающим факт наличия высшего образования в определенной отрасли незаконно.
Вместе с тем, как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, градация критерия оценки включает в себя как наличие сотрудников в штате организации, так и их стороннего привлечения. Так же, как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, документацией о закупке не перечислен тонный перечень специальностей "Изобразительные и прикладные виды искусств", что позволяет иметь в штате организации или привлечь любого специалиста смежного предмету закупки профиля.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным, а сама жалоба - частично обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНР "Национальный рекламный стандарт" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, конкурсной комиссии.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 ноября 2017 г. N 44-4448/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2017