Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" (далее - Заказчик):
ООО "Служба экспресс-доставки" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26562-ЭП/16 от 08.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплекснцю поставку продуктов питания для СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" на первое полугодие 2018 года (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 23.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200133117000131.
Начальная (максимальная) цена контракта - 37 602 804 ,98 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст.ст. 49, 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Следовательно, при проведении конкурса с ограниченным участием, к документации о закупке предъявляются требования, предусмотренные статьей 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качество" не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Для оценки заявок участников закупки Заказчик в разделе 11 Специальной части Конкурсной документации устанавливает следующие критерии:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия, проценты |
1 |
цена контракта |
70 |
2 |
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее -Квалификация участника закупки) |
20 |
3 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
10 |
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком, в соответствии с п. 10, п. 27 Правил, в отношении критерия "Квалификация участника закупки" установлены следующие показатели:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов.
2) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами.
3) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" оценивается количество у участника конкурса сотрудников: грузчики, кладовщики, водители.
Сотрудники грузчики должны соответствовать следующим критериям: Наличие образования не ниже основного общего; наличие опыта работы - не менее 1 года; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации;
Сотрудники кладовщики должны соответствовать следующим критериям: Наличие образования не ниже среднего специального; наличие опыта работы - не менее 1 года; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации;
Сотрудники водители должны соответствовать следующим критериям: Наличие образования не ниже общего среднего; наличие опыта работы по специальности - 1 год и более; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации; наличие водительского удостоверения категории, необходимой для управления транспортными средствами, представленными участником в составе заявки (п.2.2.2). В отсутствие в составе заявки участника информации об автомобилях, учитывается сотрудники-водители, имеющие водительские удостоверения категорий B или С;
Заказчик устанавливает следующий перечень документов для оценки заявок по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" (п. 2.2.1 Раздела 11 Специальной части):
"Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: копия штатного расписания участника; заполненная форма "Наличие трудовых ресурсов" (приложение N 4 к Специальной части конкурсной документации); заполненная форма "Специалисты участника" (форма заполняется для каждого специалиста) приложение N 4.1. к Специальной части конкурсной документации; копиями водительского удостоверения (для водителей), копиями медицинских книжек, копиями документов об образовании (аттестат и/или диплом) специалистов, копиями трудовых книжек специалистов, копиями документов, подтверждающих наличие трудовых отношений со специалистом: трудовой договор и, при наличии, приказ о приеме на работу".
В рамках данного показателя Заказчик оценивает наличие трудовых ресурсов, квалификацию трудовых ресурсов с учетом стажа работы и соответствующей профессиональной подготовки.
Заявитель указывает на неправомерно требование предоставления документов, в том числе подтверждающих опыт рабочих по указанному показателю.
В соответствии с нормами Правил и Закона о контрактной системе перечень документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям критериев и показателей таких критериев, устанавливается Заказчиком.
В Законе о контрактной системе, Правилах, а также иных нормативных актах, регулирующих контрактную систему, отсутствует указание на приоритетный перечень подтверждающих документов, а также отсутствует информация о запрете на включение в такой перечень каких-либо документов, в том числе указанных Заказчиком документов.
Таким образом, Заказчик предоставление указанных документов, которые отображают опыт и квалификацию сотрудников, позволяет Заказчику делать достоверные выводы об уровне подготовки и опыте сотрудников участника.
Кроме того, непредоставление таких документов не является основанием для отклонения заявки участника.
Заказчиком в перечень подтверждающих документов включены документы, соответствующие перечню, установленному трудовым законодательством.
В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ
при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302 н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" содержит Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
П. 14 Перечня содержит указание на Работы в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта.
П. 15 Перечня содержит указание на Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.
Таким образом, сотрудники участников конкурса должны иметь все указанные документы, в том числе медицинские книжки.
Трудовые книжки, как один из требуемых Заказчиком документов, содержат в себе информацию о стаже сотрудников.
Следовательно, трудовые книжки являются документом, подтверждающим опыт и достоверность представленных в отношении сотрудника сведений.
В соответствии с указанными нормами законодательства работодатель (участник) обязан потребовать указанные в перечне и в ст. 65 Трудового кодекса документы при приеме на работу.
Наличие указанных документов является требованием законодательства.
В случае соблюдения участником таких требований, представления участником сведений в отношении трудовых ресурсов, участник получает соответствующее количество баллов.
Предметом закупки является поставка продуктов питания. Заказчик устанавливает требования в соответствии с пп. г) п. 27 Правил к наличию трудовых ресурсов у участника закупки.
Содержание показателя, установленное Заказчиком для оценки наличия трудовых ресурсов у участника, позволяет оценить наличие персонала, непосредственно задействованного в поставке продуктов питания, являющихся предметом закупки.
Вопреки доводам, изложенным Заявителем, наличие трудовых ресурсов, отвечающих указанным в содержании показателя требованиям, позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку отсутствие указанных ресурсов либо их несоответствие установленным требованиям может привести к затруднениям при исполнении контракта, таким как
- невыполнение сроков,
- поставка продуктов питания лицами, не соответствующими требованиям законодательства к лицам, задействованным в сфере общественного питания, что, в свою очередь, может привести к осуществлению поставки продуктов питания лицами, имеющими инфекционные заболевания, что может привести к массовым заражениям и отравлениям.
- нарушение норм транспортировки и хранения продуктов питания, в связи с тем, что транспортировка и хранение осуществляется лицами, не имеющими достаточное количество опыта.
Таким образом, Заказчиком правомерно установлены показатели критерия и содержание, перечень подтверждающих документов по показателю.
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки деловой репутации" оценивается наличие наибольшего количества положительных отзывов, выданные учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов государственного или муниципального уровня, с которыми были заключены и исполнены без претензий договора/контракты на поставку продуктов питания. С целью начисления баллов, комиссией будут учитываться положительные отзывы, подтвержденные исполненными договорами/контрактами (с исполнением в период 01.09.2014 по дату окончания подачи заявок) с ценой контракта не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки деловой репутации" является наибольшее значение показателя, выраженное в наличии положительных отзывов.
Наличие положительного отзыва подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки:
- заполненную форму "Наличие положительных отзывов", по форме приложения N 6 к Специальной части конкурсной документации; копией положительных отзывов с приложением к ним копий исполненных договоров/контрактов, копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов приема-передачи товара (при наличии), копий накладных, копий счетов-фактур (при их обязательном наличии в соответствии с НК РФ), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договор.
Положительные отзывы на частичное исполнение услуг по контракту (договору) или полученные в количестве более одной единицы по одному и тому же контракту (договору), для расчета баллов по настоящему показателю учитываться не будут.
Если положительный отзыв выдан на несколько контрактов (договоров), то заказчик будет учитывать его как один отзыв, при условии, что он должен быть подтвержден копиями всех контрактов (договоров) содержащихся в нем и удовлетворяющих условиям настоящей конкурсной документации.
Вопреки доводам Заявителя, в документации указан порядок оценки заявок участников по указанному показателю.
Согласно положениям документации лучшим условием является наибольшее значение показателя, выраженное в наличии положительных отзывов.
Таким образом, Заказчиком оценивается наибольшее количество положительных отзывов, представленных участниками, соответствующих установленным в документации требованиям.
Согласно положениям документации информация, содержащаяся в отзыве не должна содержать отрицательного (негативного) мнения заказчика в отношении участника закупки в части исполнения им обязательств по соответствующему контракту (договору), позволять идентифицировать контракт (договор) по результатам исполнения которого он выдан, организацию выдавшую отзыв и уполномоченного представителя организации, подписавшего отзыв, в противном случае такой отзыв не будет учтен в целях начисления баллов по данному показателю.
Заявитель указывает на некорректность установленного Заказчиком требования.
Вместе с тем, отзывы представляются участниками в подтверждение деловой репутации. Сама формулировка показателя "наличие положительных отзывов" указывает, что Заказчиком оцениваются положительные отзывы, не содержащие отрицательного (негативного) мнения заказчика в отношении участника закупки.
Нормами Правил и Закона о контрактной системе не определено содержание показателей нестоимостных критериев. Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает содержание и перечень подтверждающих документов по устанавливаемым показателям.
Представление отзывов по исполненным контрактам подтверждает квалификацию участника. Использование оценки отзывов раскрывает содержание показателя "деловая репутация" и не противоречит Нормам Закона о контрактной системе и Правил.
Таким образом, довод Заявителя представляется необоснованным.
Заявитель в своей жалобе указывает на некорректность шкалы оценки по нестоимостным критериям.
Предельные величины значимости критериев установлены Постановлением N 1085. При этом, Постановлением устанавливается минимальная значимость стоимостных и нестоимостных критериев оценки.
Заказчиком установлена минимальная значимость критериев в соответствии с требованиями Правил.
Таким образом, Заказчиком установлена значимость критериев в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением N 1085.
При этом, значимость нестоимостных критериев устанавливается Заказчиком на свое усмотрение, в соответствии с потребностями.
Заказчик оценивает значимость критерия квалификация участника как 20%, оценивая при этом критерий "качественные характеристики товара" как 10%. Установленная Заказчиком оценка не противоречит нормам Закона о контрактной системе и Правил и позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения контракта в части квалификации участника закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения норм Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Служба экспресс-доставки" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 ноября 2017 г. N 44-4480/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2017