На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 03.11.2017 года N 113 "О проведении внеплановой проверки" Комиссия Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: _
рассмотрев обращение ООО "Стройград" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Филиала федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений (извещение N 0842100001617000034, начальная (максимальная) цена контракта - 23 038 785,39 рублей) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ООО "Стройград", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно обращению Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок действия банковской гарантии, неправомерно отказано Заявителю в приеме банковской гарантии на стадии подписания государственного контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами, указанными в обращении, и сообщили, что при проведении электронного аукциона действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.07.2017 г. победителем электронного аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью "Стройград" с предложенной ценой контракта 17 855 009,32 рублей.
07 августа 2017 на электронной торговой площадке ООО "Стройград" подписало проект контракта и прикрепило банковскую гарантию (реестровая запись в реестре банковских гарантий N02Т13661057435170033), выданную Банк ВТБ 24, в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п. 9.1 Документации об аукционе в электронной форме исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Государственным заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 9.2 Документации об аукционе в электронной форме предусмотрено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно части 3 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Согласно п. 13.4 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением участником аукциона в электронной форме банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный Государственным заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Государственному заказчику. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 60 дней.
В представленной ООО "Стройград" банковской гарантии (реестровая запись в реестре банковских гарантий N 02Т13661057435170033) указан срок действия гарантии: "31" января 2018 года.
В соответствии с п. 8.1 контракта он вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до "31" декабря 2017 года.
Ознакомившись с представленной гарантией, Заказчик установил, что победителем аукциона представлена банковская гарантия, не соответствующая требованиям Заказчика. По основанию, указанному в пункте 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, Заказчик отказал в приеме банковской гарантии на сумму 6 911 635,62 рублей (реестровая запись в реестре банковских гарантий N 02Т13661057435170033), о чем был составлен протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта от 09.08.2017 N0842100001617000034-8.
Таким образом, Заказчиком документация в части указания срока действия банковской гарантии составлена некорректно, что свидетельствует о несоблюдении Заказчиком требований, установленных частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений об ООО "Стройград" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с признанием ООО "Стройград" уклонившимся от подписания контракта, учитывая некорректные формулировки в части указания срока действия банковской гарантии в документации Заказчика, не включила сведения об ООО "Стройград" в реестр недобросовестных поставщиков (Решение NРНП-63-369 от 13.09.2017 г.).
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Срок, в течение которого Участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления Заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в документации Заказчика отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления Участникам разъяснений положений документации о закупке.
Таким образом, заказчиком не соблюдены требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом 7 проекта контракта пунктом 7.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7.2. проекта контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 5 % цены Контракта в сумме _____ (Прописью) рублей _____ (Прописью) копеек.
Таким образом, в проекте контракта не установлены размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязательств по контракту.
На основании изложенного, в действиях заказчика усматривается нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена - 23 038 785,39 рублей, контракт заключен по цене 17 970 203,25 рублей, снижение составило 5 068 582,14 рублей (22%).
На участие в открытом конкурсе подано 9 заявок, что свидетельствует об обеспечении конкуренции при осуществления закупки.
Ранее (11.07.2017 г.) Заказчику было выдано предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений Закона о контрактной системе N756-11764-17/4, которое исполнено Заказчиком в полном объеме, в связи с чем предписание не выдается.
В отношении должностного лица Заказчика возбуждено административное производство по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ N764-13176-17/4, 20.10.2017 г. должностное лицо привлечено к административной ответственности, наложен административный штраф в размере 3 000 рублей, в настоящее время административный штраф уплачен в полном объеме (платежное поручение N671451 от 08.11.2017 г.).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 7, части 5 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 ноября 2017 г. N 4-12234-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2017