Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Мегатехника" (далее также - податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "ЭА 127/17 Поставка расходных материалов для ЦСО для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200040917000143, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 02.11.2017 поступила жалоба ООО "Мегатехника" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали представители заказчика Остроух А.В. (доверенность N 26 от 03.03.2017, удостоверение личности), Тимаков И.И. (доверенность N 08 от 09.01.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что при формировании описания объекта закупки заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе, которые имеют признаки ограничения конкуренции.
Во-первых, в позиции 59 Описания объекта закупки заказчик в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе указал конкретное наименование продукции "Тест трубчатой загрузки для испытания на удаление воздуха из камеры паровых стерилизаторов многоразовый "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР", не сопровождая словами "или эквивалент", при этом данный товар "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР" производится только компанией ООО НПФ "Винар".
Во-вторых, в позициях 46, 47, 51-57 Описания объекта закупки заказчиком указаны товары, которые технологически и функционально не связаны с остальной частью лота (щетки, силиконовый клей, пломбы), и как следствие, намеренно укрупнен лот. Обосновывая свою позицию, податель жалобы ссылается на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и СанПиН 2.1.3.2630-10. В частности, податель жалобы указывает, что согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 к расходным материалам для ЦСО относятся индикаторы контроля стерилизации и упаковка для стерилизации, щетки не являются расходным материалом для стерилизации и используются только для мытья посуды
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в письменном пояснениях, а также в дополнении к пояснениям, просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для ЦСО для нужд заказчика.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом часть 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Из пунктов 1.7, 2.4 Информационной карты следует, что описание объекта закупки, в том числе, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки изложены заказчиком в Приложении N 2 (далее также - Описание объекта закупки).
Исследовав Приложение N 2 к Информационной карте, Комиссия установила наличие в нем следующих требований к товарам, являющимся предметом закупки:
N |
Наименование |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
46 |
Пломба полимерная |
Замок-пломба полимерная, подходящая для контейнеров (имеющихся у заказчика). Замок представляет собой защитную заглушку, которая при открывании контейнера ломается, что позволяет контролировать стерильность вложения от случайного вскрытия при транспортировке и хранении. В упаковке не менее 100 штук. |
упаковка |
200 |
47 |
Силиконовый клей |
Силиконовый клей предназначенн для использования в контейнерах (имеющихся у заказчика), для транспортировки и хранения инструментов. Предназначен для фиксирования силиконовых уплотнительных прокладок для крышек. Выдерживает температуру до 150 градусов. |
штука |
5 |
51 |
Щетка многоразовая для очистки внешних поверхностей с металлической щетиной |
Щетка должна представлять собой собранные в плотный пучок латунные нити. Длина не менее 60 мм и не более 70 мм , ширина не менее 25 мм и не более 30 мм, глубина не менее 5 мм. Щетка должна состоять из пучка латунных нитей, металлического бегунка и металлического фиксатора. Предназначена для очистки металлических электродов от нагара. Упаковка не менее 1 штуки |
штука |
10 |
52 |
Щетка проволочная многоразовая Длина 450 мм диаметр 7 мм (10 штук в уп.) |
Щетки предназначены для очистки медицинских инструментов (в том числе, гибких и жестких эндоскопов, полых инструментов) в ЛПО. Щетки являются многоразовыми и поставляются нестерильными. По степени потенциального риска применения изделие относится к классу 1 по ГОСТ Р 51609. Предназначены для очистки эндоскопов и других полых инструментов, в том числе Olympus, Pentax, Fujinon, KarlStorz и др. Щетки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50444. Щетка должна быть проволочная, габаритная длина не менее 450 мм, диаметр рабочей поверхности не менее 7 мм и не более 8 мм, длина рабочей поверхности не менее 50 мм и не более 55 мм. Металлическое основание щеток должно быть изготовлено из коррозионно-стойких сталей марок 40Х13, 12Х18H10Т, 14Х17Н2 по ГОСТ 5632 и других сталей и сплавов, разрешенных к применению в установленном порядке. Неметаллические детали инструмента должны быть изготовлены из пластмассовых материалов и других материалов, разрешенных к применению в установленном порядке. Прочность крепления кустов щеток должна быть не менее 0,5 Н. Щетки должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов при эксплуатации УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150. Щетки должны быть устойчивы к воздействию климатических и механических факторов при транспортировании для условий 5 по ГОСТ 15150. Щетки в упаковке изготовителя должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов по ГОСТ 15150 для условий хранения группы 2. Щетки должны быть устойчивы к стерилизации паром не менее 134 градусов С. |
штука |
30 |
53 |
Щетка многоразовая для очистки от внешних поверхностей длинна 160 мм, ( 10 шт/уп). |
Щетки предназначены для очистки браншей, острых, колющих поверхностей медицинских инструментов (в том числе, жестких эндоскопов, полых инструментов) в ЛПО.Щетки должны быть многоразовыми. Должны быть нестерильными.По степени потенциального риска применения изделие должно относится к классу 1 по ГОСТ Р 51609. Предназначены для очистки браншей, острых, колющих поверхностей медицинских инструментов, эндоскопов и других полых инструментов, в том числе Olympus, Pentax, Fujinon, KarlStorz и др. Щетки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50444.Щетка должна быть пластиковая, материал должен быть полипропилен, габаритная длина не менее 160 мм и не более 170 мм, ширина не менее 15 мм и не менее 20 мм. Щетина должны быть изготовлена из материала нейлон 612. Длина щетины должна быть не менее 50 мм и не более 60 мм, высота щетины должна быть не менее 13 мм и не более 20 мм, ширина щетины должна быть не менее 13 мм и не более 15 мм. Прочность крепления кустов щеток должна быть не менее 0,5 Н. Щетки должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов при эксплуатации УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150.Щетки должны быть устойчивы к воздействию климатических и механических факторов при транспортировании для условий 5 по ГОСТ 15150.Щетки в упаковке изготовителя должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов по ГОСТ 15150 для условий хранения группы 2.Щетки должны быть устойчивы к дезинфекции и предстерилизационной очистки согласно МУ 287-113 Щетки должны быть устойчивы к стерилизации паром по режимам 121°/15 мин, 121°/20 мин, 134°/4 мин, 134°/5 мин, 134°/7 мин, и не более 140°С.В упаковке не менее 10 штук. |
упаковка |
30 |
54 |
Индикаторы для определения эффективности очистки медицинских инструментов с держателем |
Металлическая пластина не более 95 мм |
штука |
3 |
55 |
Индикаторная лента для паровой стерилизации |
Индикаторная лента должна быть предназначена для упаковывания, герметизации пакетов, наклеивания на упаковки, в том числе стерилизационные коробки, подлежащие стерилизации паровым методом и относится к индикаторам 1 класса по классификации ГОСТ ISO 11140-1-2011. На неклейкой стороне ленты должны быть нанесены диагональные полосы из чувствительной к действию стерилизующего агента индикаторной краски. Лента должна быть смотана в рулон, длиной не менее 50 м. Целью применения ленты должно быть получение визуального отличия стерилизационных упаковок/стерилизационных коробок, подвергнутых стерилизационной обработке паровым методом, от еще не подвергнутых такой обработки. Лента должна обладать, механической прочностью и минимальной усадкой. Гарантийный срок хранения - не менее 24 месяца. Остаточный срок годности на момент поставки - не менее 80% Предельное отклонение размеров + /- 2 мм. Размер 20 мм x50 м |
штука |
150 |
56 |
Набор щеток |
Щетки предназначены для очистки медицинских инструментов (в том числе, гибких и жестких эндоскопов, полых инструментов) в ЛПО. Щетки являются одноразовыми и поставляются нестерильными. По степени потенциального риска применения изделие относится к классу 1 по ГОСТ Р 51609. Предназначены для очистки эндоскопов и других полых инструментов, в том числе Olympus, Pentax, Fujinon, KarlStorz и др. Щетки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50444. Набор должен состоять из двух щеток: 1. щетка должна быть на гибком стержне, габаритная длина не менее 2300 мм, диаметр рабочей поверхности не менее 3 мм и не более 4 мм, длина рабочей поверхности не менее 20 мм и не более 25 мм. Диаметр щетины составляет не более 0,1 мм. 2. щетка должна быть с держателем, диаметр рабочей поверхности не менее 10 мм и не более 12 мм, длина не менее 40 мм и не более 45 мм, габаритная длина не менее 110 мм. Диаметр щетины составляет не более 0,1 мм. Металлическое основание щеток должно быть изготовлено из коррозионно-стойких сталей марок 40Х13, 12Х18H10Т, 14Х17Н2 по ГОСТ 5632 и других сталей и сплавов, разрешенных к применению в установленном порядке. Неметаллические детали инструмента должны быть изготовлены из пластмассовых материалов и других материалов, разрешенных к применению в установленном порядке. Прочность крепления кустов щеток должна быть не менее 0,5 Н. Щетки должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов при эксплуатации УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150. Щетки должны быть устойчивы к воздействию климатических и механических факторов при транспортировании для условий 5 по ГОСТ 15150. Щетки в упаковке изготовителя должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов по ГОСТ 15150 для условий хранения группы 2. |
упаковка |
10 |
57 |
Щетка проволочная многоразовая |
Щетки предназначены для очистки медицинских инструментов (в том числе, гибких и жестких эндоскопов, полых инструментов) в ЛПО. Щетки являются многоразовыми и поставляются нестерильными. Предназначены для очистки эндоскопов и других полых инструментов, в том числе Olympus, Pentax, Fujinon, KarlStorz и др. Щетка должна быть проволочная, габаритная длина не менее 500 мм и не более 550 мм , диаметр рабочей поверхности не менее 2,5 мм и не более 3 мм, длина рабочей поверхности не менее 55 мм и не более 60 мм. Металлическое основание щеток должно быть изготовлено из коррозионно-стойких сталей марок 40Х13, 12Х18H10Т, 14Х17Н2 по ГОСТ 5632 и других сталей и сплавов, разрешенных к применению в установленном порядке. Неметаллические детали инструмента должны быть изготовлены из пластмассовых материалов и других материалов, разрешенных к применению в установленном порядке. Прочность крепления кустов щеток 0,5 Н. Щетки должны быть устойчивы к стерилизации паром при 134 градусов. Упаковка не менее 10 штук. |
упаковка |
5 |
59 |
Тест для периодического испытания парового стерилизатора на полноту удаления воздуха из стерилизационной камеры. |
Тест трубчатой загрузки для испытания на удаление воздуха из камеры паровых стерилизаторов многоразовый "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР". Характеристики товара: Класс 2 по ГОСТ ISO 11140-1-2011(ISO 11140-1), соответствует требованиям ГОСТ РEN 13060 и EN 867-5. В зависимости от потенциального риска применения ХЕЛИКС-ТЕСТ относится к медицинским изделиям класса 1 по ГОСТ Р 51609. Применяется в камере парового стерилизатора в стерилизационном цикле с многократной форвакуумной откачкой воздуха и паро-воздушной смеси из камеры. ХЕЛИКС-ТЕСТ представляет собой пластиковый пенал с индикаторной полоской внутри с присоединенной термостойкой полимерной трубкой. Соотношение длины и внутреннего диаметра трубки составляет 750. Используемая индикаторная полоска представляет собой полимерную пластину, на лицевой стороне которого нанесены индикаторные метки, элемент сравнения и логотип предприятия изготовителя. На тыльной стороне нанесен липкий слой для вклеивания индикаторной полоски в журнал контроля. Исходный цвет индикаторной метки - коричнево-красный, после воз действия насыщенного пара необратимо изменяется на конечный - темный сине-фиолетовый, соответствующий цвету элемента сравнения или темнее него. Применение ХЕЛИКС-ТЕСТа позволяет своевременно выявлять неисправность стерилизаторов, связанную с неудовлетворительным удалением воздуха из стерилизационной камеры, обусловленное разными причинами: негерметичность стерилизационной камеры, неисправность форвакуумного насоса, неисправность клапанов, недостаточная кратность откачки воздуха из камеры и т.д. Хеликс-тест-Винар используется в испытательном цикле: "134+3оС / 3,5+0,5 мин". Обратная сторона с липким слоем для фиксации в документах учета. Гарантированный срок хранения 36 месяцев. Гарантийный срок эксплуатации ХЕЛИКС-ТЕСТа - 200 циклов, что при ежедневном использовании составляет 12 месяцев. В упаковке 200 индикаторных полосок в блоках по 20 индикаторов на листе и многоразовый пенал с трубкой. На упаковке ХЕЛИКС-ТЕСТа указаны наименование, дата изготовления, штамп ОТК и реквизиты предприятия-изготовителя. |
штука |
3 |
Проанализировав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что в позициях 46, 47, 51-57 Описания объекта закупки не содержится указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товаров, являющихся объектом закупки.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, а также объема и требований к гарантиям оказываемых услуг заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам квалифицированной и безопасной медицинской помощи.
Комиссия отмечает, что когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели, а именно, наличием между товарами функциональной связи, обусловленной достижением одной цели, максимального результата.
В рассматриваемом случае все закупаемые товары, в том числе указанные в позициях 46, 47, 51-57 Описания объекта закупки, будут применяться заказчиком для очистки медицинских инструментов (в том числе, гибких и жестких эндоскопов, полых инструментов) в ЛПУ. Для оказания качественной экстренной и плановой медицинской помощи это необходимое действие перед проведением процесса стерилизации, что подтверждает функциональную и технологическую связь.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела II "Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность" СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58, для проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий ООМД должны регулярно обеспечиваться моющими и дезинфицирующими средствами различного назначения, кожными антисептиками, средствами для стерилизации изделий медицинского назначения, а также стерилизационными упаковочными материалами и средствами контроля (в том числе химическими индикаторами).
Исходя из смысла указанной нормы, включенные в объект закупки товары 46 "Пломба полимерная", 47 "Силиконовый клей" в силу своего назначения относятся к стерилизационным упаковочным материалам, товары 54 "Индикаторы для определения эффективности очистки медицинских инструментов с держателем", 55 "Индикаторная лента для паровой стерилизации" - к средствам контроля.
Из содержания Описания объекта закупки следует, что товары 51 "Щетка многоразовая для очистки внешних поверхностей с металлической щетиной", 52 "Щетка проволочная многоразовая", 53 "Щетка многоразовая для очистки от внешних поверхностей", 56 "Набор щеток", 57 "Щетка проволочная многоразовая" должны быть предназначены для очистки поверхностей медицинских инструментов, эндоскопов и других полых инструментов и должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50444.
ГОСТ Р 50444-92 "Межгосударственный стандарт. Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия" распространяется на изделия медицинской техники, предназначенные для применения в медицинской практике, а также на составные части этих изделий, имеющие функциональное медицинское назначение и изготовляемые отдельно (далее - изделия): медицинские приборы; медицинские аппараты; медицинское оборудование; медицинские комплексы.
Согласно пункту 3.20 ГОСТ Р 50444-92 изделия или их составные части, подвергаемые дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, должны быть устойчивы к воздействиям, установленным в нормативно-технической документации на способы дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации. Части изделий, контактирующие с раневыми поверхностями слизистой оболочки, если они могут вызвать повреждение последней, должны быть устойчивы к следующему циклу обработки: предстерилизационная очистка, дезинфекция и стерилизация.
Из пунктов 4.1, 4.2 СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.06.2015 N 20, следует, что эндоскопы для нестерильных эндоскопических вмешательств и принадлежности к ним (клапаны, заглушки, колпачки) непосредственно после использования подлежат последовательно: предварительной очистке; окончательной очистке (окончательной очистке, совмещенной с дезинфекцией); дезинфекции высокого уровня; хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию. Эндоскопическое оборудование, в том числе эндоскопы, для стерильных эндоскопических вмешательств, все виды инструментов для стерильных и нестерильных вмешательств непосредственно после использования подлежат последовательно: предварительной очистке; предстерилизационной очистке, совмещенной с дезинфекцией; стерилизации; хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию.
Из положений СП 3.1.3263-15 следует, что щетки применяются на этапах предстерилизационной очистки и окончательной очистки эндоскопов (пункты 8.1.3, 8.1.7, 8.3.2, 8.3.10.2, 9.3.2 СП 3.1.3263-15).
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что прямых критериев определения технологической и функциональной связи товаров, работ, услуг, действующим законодательством Российской Федерации не установлено, поэтому для определения функциональной и технологической связи необходимо учитывать общую сферу применения товаров, их целевое назначение, достижение единой цели.
Товары, указанные в аукционной документации связаны между собой как функционально, так и технологически, поскольку они будут задействованы в едином процессе очистки и стерилизации медицинских инструментов, конечной целью которого является оказание пациентам качественной и безопасной медицинской помощи.
Комиссией также принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка товаров, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком таких товаров может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что обеспечивает условия конкурентной среды между поставщиками рассматриваемых товаров.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о намеренном и неправомерном укрупнении лота путем включения в объект закупки технологически и функционально не связанных товаров, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит прямой запрет на включение в описание объекта закупки требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, а также требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик в требования к товару по позиции 59 "Тест для периодического испытания парового стерилизатора на полноту удаления воздуха из стерилизационной камеры" Описания объекта закупки включил наименование "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР". При этом "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР" - это конкретный товар конкретного производителя ООО НПФ "Винар" (Россия). Наименование "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР" является средством индивидуализации тестов трубчатой загрузки для испытания на удаление воздуха из камеры паровых стерилизаторов, производимых ООО НПФ "Винар".
Закон о контрактной системе допускает включение в описание объекта закупки запрещенных требований или указаний только в том случае, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Однако доказательств наличия такого обстоятельства заказчиком Комиссии не представлено.
Также статья 33 Закона о контрактной системе позволяет включить в документацию о закупке указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта, при этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". При этом предметом рассматриваемого электронного аукциона является закупка товаров, а не закупка работ или услуг.
Помимо указанного заказчиком не представлены доказательства наличия несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Представленные заказчиком технический паспорт и инструкция по эксплуатации имеющегося у заказчика парового стерилизатора Belimed MST-V TOP 5000, а также информационная распечатка о характеристиках теста трубчатой загрузки "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР" данный факт не подтверждают, поскольку из содержания представленных документов не следует, что на имеющемся у заказчика оборудовании необходимо применять исключительно "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР" и никакой более тест.
Заказчик обратил внимание Комиссии на то, что ему необходим именно многоразовый тест, а не одноразовый. Однако предметом жалобы является наименование "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР", а не характеристика товара по позиции 59 "многоразовый". Закон о контрактной системе также не содержит запрета на включение в описание объекта закупки характеристики товара "многоразовый". В связи с указанным обстоятельством Комиссия отклоняет данный довод заказчика, поскольку он не оправдывает включение заказчиком в содержание аукционной документации наименования "ХЕЛИКС-ТЕСТ-ВИНАР".
Исходя из изложенного, Комиссия сделала вывод о том, что заказчиком в описание объекта закупки включены требования к подлежащему поставке товару, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия заказчика, установившего вышеуказанные требования к товару по позиции 59 "Тест для периодического испытания парового стерилизатора на полноту удаления воздуха из стерилизационной камеры" Описания объекта закупки, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Мегатехника" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Мегатехника" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 ноября 2017 г. N 1828
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2017