Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии -Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Стандарт" (далее - Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Республики Дагестан "Республиканский центр по сейсмической безопасности" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0303200053217000009 на оказание услуг по комплексному оснащению МБОУ "Школа на 500 учащихся в "МКР Кирпичный" г.Каспийска Республики Дагестан" (далее - Аукцион), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
19.10.2017 г. в Дагестанского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывает на несоответствие документации об Аукционе требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
02.10.2017 Заказчиком в Единой информационной системе было размещено извещение и документация (с изменениями) по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 036 987,00 руб.
1. Заявитель указывает: "В требованиях к материалам в п.247-249 указано наименование продукции "Учебно-методический комплекс AFS", которая разработана компанией ООО "Доцент", под зарегистрированной торговой маркой AFS (All For School - Все для школы). Заказчиком не установлены в документации о торгах параметры эквивалентности, в соответствии с которыми участник делает предложение по поставке эквивалентного товара, а заказчик определяет соответствие предлагаемого товара своим потребностям".
В пунктах 247-249 технического задания аукционной документации Заказчиком указано: Учебно-методический комплекс AFS Химия (CD), Учебно-методический комплекс AFS Физика (CD), Учебно-методический комплекс AFS Биология (CD).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что обозначение "AFS" является товарным знаком учебно-методических пособий.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе усматривается, что Заказчик вправе указать на товарные знаки товаров только в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.
Учитывая, что объектом закупки является, в том числе, поставка вышеуказанных учебно-методических пособий, Заказчиком неправомерно указан товарный знак.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает: "В п.33 для "Стол ученический двухместный" указаны требования "Стол ученический двухместный для начальной школы регулируемый по высоте". Далее указаны габаритные размеры стола "(ДхШхВ) 1200 x 500 x 750 мм". Если стол регулируемый по высоте, то невозможно указать высоту стола в конкретных (недиапазонных) значениях".
По мнению Комиссии, участник закупки может указать высоту стола в конкретном значении. Заказчиком не установлено требование об указании в заявке диапазона регулирования высоты стола.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Заявитель указывает: "В п.42 для "Стул ученический с регулируемой высотой" указаны требования "Высота сиденья стула должна соответствовать 4-6 ростовой группе по ГОСТ 11016-93: 380-420-460 мм". По ГОСТ 11016-93 "п.2.4 Высота сиденья h5 в стульях типа II должна регулироваться на три номера: 3-5 и 5-7". Т.е. по ГОСТ 11016-93 стул с регулировкой высоты сиденья на 4-6 ростовой группе является нестандартным значением (возможно только или 3-5 или 5-7)".
Комиссией установлено, что высота сиденья стула должна соответствовать 4-6 ростовой группе по ГОСТ 11016-93: 380-420-460 мм.
В п. 2.4 ГОСТа 11016-93 высота сиденья h5 в стульях типа II должна регулироваться на три номера: 3-5 и 5-7.
Исходя из данных положений государственного стандарта, высоту сиденья стула можно регулировать на номера 4 и 6, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования не противоречат установленным в государственном стандарте показателям и не ограничивают количество участников закупки.
В связи с изложенным Комиссия пришла к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель указывает, что в п. 143 для "Вешалка настенная" указаны размеры "Размеры: 1970х490". Не указаны какие размеры требуется заказчику (длина, ширина, глубина, высота), не указаны в каких единицах измеряется размеры. С таким "виртуальным" описанием невозможно сформирование заявки".
По мнению Комиссии, из содержащегося в аукционной документации описания размеров (1970х490) усматривается, что имеется в виду длина и ширина. Такой способ указания длины и ширины является общепринятым.
Комиссией установлено, что в документации об Аукционе указаны размеры настенной вешалки без указания единиц измерения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В связи изложенным, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие единиц измерения показателей товаров нарушает требование об объективности описания объекта закупки.
5. Заявитель указывает: "В п. 154 для "Компьютер в сборе" указано требование "Размеры упаковки не менее 3.75 x 3.75 x 0.45 см". Или заказчик забыл, что описывает "Компьютер в сборе" или не понятно , что должно быть помещено в упаковку с толщиной 4,5 мм. Далее указан параметр "IntelVirtualizationTechnology (VT-x)" - поддержка специальной процессорной архитектуры, которая реализована только в процессорах Intel. (например в процессорах AMD реализована "AMD Virtualization"). Заказчик ограничивает конкуренцию, требуя параметры, которые реализованы только в процессорах компании Intel. Далее указаны требования "Гнездо процессора Socket LGA1150 совместимые мат.платы, ПроцессорSocketLGA1150 ". Socket LGA 1150 (или Socket H3) - разъем для установки на материнскую плату процессоров Intel микроархитектуры Haswell (в т.ч. Haswell Refresh) и Broadwell (этот разъем не поддерживает процессоры других производителей). Процессоры других компаний (например AMD) при тех же показателях имеют более привлекательную цену. Заказчик, требуя компьютер с процессором Intel ограничивает конкуренцию".
Из содержания документации об Аукционе усматривается, что обжалуемые Заявителем размеры упаковки указаны Заказчиком в сочетании со словами "не менее", в связи с чем довод Заявителя об установлении Заказчиком необъективных требований к размерам упаковки не нашел своего подтверждения.
Заказчиком при описании компьютера указаны на характеристики и комплектующие части процессора с товарным знаком "Интел".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе усматривается, что Заказчик вправе указать на товарные знаки товаров только в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.
Учитывая, что объектом закупки является, в том числе, поставка вышеуказанного компьютера, Заказчиком неправомерно указан товарный знак.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Далее Заявитель указывает: "В той же позиции (п.154) указано требование "Тип видеокарты-офисная/игровая". По инструкции участнику закупки необходимо выбрать видеокарту "офисная" или "игровая". Некоторые компании по продаже персональных компьютеров используют эти термины ("офисная" или "игровая") для непосвященного покупателя для указания на предназначение компьютера. Это является условностью и нет ни одного показателя, который определяет - является эта (в данном случае видеокарта) "офисной" или "игровой". Ни один из производителей не классифицируют видеокарты на "офисные" или "игровые".
По мнению Комиссии, данные рассуждения Заявителя без обоснования соответствующими доводами о нарушении норм Закона о контрактной системе, не свидетельствуют об ограничении количества участников закупки.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в данной части.
7. Заявитель указывает: "В той же позиции указано требование "SocketLGA775,LGA1150/1151/1155/S1156,LGA1356/S1366, AM2, AM2+,AM3/AM3+/FM1 Совместимость-AMD Core i7/i5/i3 / Core2 Extreme/Quad/Duo / Pentium D/4 /Pentium / Celeron D / Celeron / AMD Phenom II / Athlon II / Phenom / Athlon /Sempron". Здесь вообще не понятно что описывает заказчик (чуть выше конкретно было описано , что требуется Гнездо процессора (и процессор) Socket LGA1150). Далее указано требование "Совместимость-AMD Core i7". Core i7 является процессором компании Intel (а не AMD)".
По мнению Комиссии, непонятность установленных требований участнику закупки не свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе. Участник закупки вправе был обратиться с запросом о предоставлении разъяснений непонятных положений документации об Аукционе.
Заявитель не обосновывает соответствующими доводами наличие в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в данной части.
8. Заявитель указывает: "В п. 213 для "электромясорубка" указано требование "Питающая электросеть: должен быть трехфазный; однофазный. Номинальное напряжение, В: 380". Питающая сеть указано на выбор: трехфазный или однофазный, однако номинальное напряжение указано 380В - напряжение (межфазное) для трехфазной сети (ГОСТ 29322-92)".
Комиссией установлено, что Заказчиком не установлено требование о соответствии напряжения питания электромясорубки ГОСТу 29322-92. Кроме того, указанный ГОСТ прекратил свое действие 01 октября 2015
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
9. Заявитель указывает: "В п.223 для МФУ HP Leserget Pre 400 MFP M 425 указаны параметры эквивалентности "Принтер Основные характеристики: Тип оборудования должно быть: МФУ, ФАКС". Во-первых, указанное устройство не является "принтер", а является многофункциональным устройством (МФУ). Во-вторых, из указанных требований "Тип оборудования должно быть: МФУ, ФАКС" в соответствии с инструкцией по заполнению заявки (В случаев указания нескольких однородных характеристик, представляющих многообразие вариантов исполнения товара, перечисленных через запятую и обобщенных словом или фразой в единственном числе, после которого(-ой) следует знак двоеточия, знак "," следует читать как "или") требуется выбор между МФУ или ФАКСом. Однако, требуемое заказчиком оборудование (HP Leserget Pre 400 MFP M 425 ) сочетает в себе и МФУ и ФАКС".
Комиссией установлено, что Заказчик при описании МФУ указывает в описании данного товара "Принтер". Далее Заказчик указывает на тип оборудования: МФУ, ФАКС.
Из изложенных требований невозможно определить потребность Заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, HP LaserJet - это серия лазерных принтеров, выпускаемых компанией Hewlett-Packard (HP). Указав в документации об Аукционе МФУ HP Leserget Pre 400 MFP M 425, Заказчик ограничил возможность поставки товаров иных производителей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с выдачей Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки Предписания N 1877А-2017 от 23.10.2017 об устранении выявленных нарушений, предписание не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 26 октября 2017 г. N 1908А-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2017