Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 218 ДЗМ": Петровой Е.Ю.,
ООО "СМУ Прогресс": Ильичева М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "СМУ Прогресс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 218 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение технического обслуживания зданий ГБУЗ "ГП N 218 ДЗМ" (Закупка N 0373200003817000079) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.11.2017 N56304/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводу жалобы, в документации об аукционе установлены требования к производителю товара.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в Форме 2 установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ: например такие как: п. "Средство дезинфицирующее концентрированное антимикробное, высокоэффективное Сепотосан-Т", п. "Грунтовка с токопроводящими добавками Thomsit R 762", п. "Элементы термостатические со встроенным датчиком для установки на клапаны DANFOSS RTD", п. "Клапаны прямые никелированные для двухтрубной системы отопления DANFOSS RTD-N", п. "Лента эластичная самоклеящаяся микропористая полимерная лента Дихтунгсбанд" и другие.
По мнению Заявителя, Заказчиком не обоснована необходимость обеспечения взаимодействия указанных товаров с товарами, используемыми Заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым Заказчиком, в соответствии с технической документацией на машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе при указании в документации о закупке товарных знаков товаров считать описание объекта с применением слов "или эквивалент".
Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация содержит требования к товарам с параметрами эквивалентности, что позволяет представить в заявки товары, обеспечивающие потребность Заказчика. Таким образом, данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные и избыточные требования к товарам, таким как:
п.16 "Грунтовка акриловая универсальная": Время отверждения до 24*ч;
п.17 "Грунтовка с токопроводящими добавками": Время высыхания до 2*ч;
п.18 "Грунтовка водно-дисперсионная глубокопроникающая": Время отверждения до 24* ч;
п.28 "Клей ПВА": Время полного застывания: до 12 час;
п.30 "Клей водно-дисперсионный винилацетатный, токопроводящий, контактный": Максимальная толщина приклеиваемых ПВХ покрытий от 3.5* мм; Максимальная толщина приклеиваемых каучуковых покрытий в рулонах от 3.5* мм; Максимальная толщина приклеиваемых каучуковых покрытий в плитках от 2.5* мм;
п.36 "Краска эмульсионная тиксотропная пигментированная": Время высыхания при +20°С до 2* ч;
п.49 "Мастика холодного отверждения на основе синтетических смол": Жизнеспособность мастики до 24 ч; Термостойкость от +150 °C;
п.62 "Смеси шпатлевочные, гипсовые, высокопрочные": крупность заполнителя (максимальная) до 0.15* мм; жизнеспособность смеси от 20* минут; толщина слоя минимальная до 1* мм; толщина слоя максимальная от 3* мм;
п.63 "Смеси сухие шпатлевочные, гипсовые, универсальные": крупность заполнителя максимальная до 0.15* мм; жизнеспособность раствора от 30* мин;
п.66 "Смеси сухие клеевые для плиточных работ": Открытое время до 30* мин;
п.69 "Цемент общестроительный": Активные минеральные добавки до 80*; отсутствие % по массе;
п.71 "Шнур": усилие на разрыв от 140* н/см.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил сведения поставщиков и производителей указанных товаров и пояснил, что по п.п.16, 17, 18, 30, 49, 62 не установлено требование о соответствии указанных товаров конкретным ГОСТ и сведения по данным характеристикам указаны в соответствии с данными поставщиков и производителей товаров. Также, по п.66 требуемые значения указаны в соответствии с ГОСТ Р 56387-2015 "Смеси сухие строительные клеевые на цементном вяжущем".
Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявки, в случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено сведений, подтверждающих невозможность указания в заявке на участие в аукционе значений требуемых характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем для товаров по п.п. 28, 36, 69,71 Заказчиком не представлены сведения, подтверждающие возможность указания значения требуемых характеристик товаров при подаче участниками закупки заявок на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, аукционная документация сформирована таким образом, что ограничивает доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что участнику закупки необходимо соотнести все показатели товаров с требованиями нескольких государственных стандартов для одного товара.
Так, например, Комиссией Управления установлено, что для товара п.10 "Бруски хвойных пород" установлено соответствие ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" и ГОСТ 20022.2-80 "Защита древесины. Классификация". Также, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком по п.10 "Бруски хвойных пород" установлены следующие требования к таким характеристикам как: распиловка; Длина; Толщина; Ширина; сорт; класс; группа, значения показателей которых регламентируются вышеуказанными ГОСТ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил доказательств, каким образом данное описание объекта закупки ограничивает участников закупки при подготовке заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы в аукционной документации в составе аукционной документации размещены два различных и противоречащих друг другу списка о соответствии с применяемых товаров конкретным ГОСТ, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Комиссией Управления установлено, что в составе аукционной документации размещено Приложение N5, согласно которому Подрядчик должен обеспечить выполнение работ всеми материальными ресурсами в соответствии с требованиями ГОСТ. При этом, инструкция по заполнению первой части заявки содержит указание, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, СНиП, ГОСТ, которые не совпадают с государственным стандартам, указанным в Приложении N5.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом и пояснил, что при формировании документации об аукционе допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ Прогресс" на действия ГБУЗ "ГП N 218 ДЗМ" обоснованной в части установления в аукционной документации противоречивых требований о соответствии применяемых при выполнении работ товаров ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Д.А. Сологов
исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 ноября 2017 г. N 2-57-13777/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2017