Резолютивная часть объявлена 10.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.11.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Двинянина Н.А. по доверенности от 08.06.2017;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу САО "ВСК" от 03.11.2017 N1713-ж на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа - Администрация Сургутского района (комитет экономического развития) при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств на 2018 год (извещение N0187300014717000884) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями конкурсной комиссии, признавшей заявки участников соответствующими конкурсной документации.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентированы специальным федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ).
Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно п.6 ст.9 Федерального закона N 40-ФЗ установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Государственным заказчиком устанавливается порядок формирования цены контракта в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.
Цена контракта формируется участником на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной (максимальной) цены и Технического задания.
Формируя цену предложения по оказанию услуг ОСАГО, Участник закупки обязан применять тарифы в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 3384- У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также применять информацию, размещенную в документации Заказчика.
САО "ВСК" в строгом соответствии с вышеуказанными руководящими документами предоставило заявку, в которых указанная стоимость рассчитана исходя из информации, представленной в "Техническом задании" и "Обосновании начальной (максимальной) цены контракта" Заказчика, а так же сведений полученных из Автоматизированной информационной системы РСА (данные по КБМ).
Согласно описанию объекта закупки, услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в рамках вышеуказанного открытого конкурса, должны быть оказаны в соответствии с требованиями ФЗ N 40-ФЗ от 25.04.2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указанием Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, а также порядке применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", другими нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с вышеуказанными документами расчет страховой премии с применением минимального базового тарифа, согласно описанию объекта закупки, за все транспортные средства составляет 313 653,91 рублей.
Заявка САО "ВСК" содержит предложение цены контракта в размере 313 653,91 рублей.
Однако, предложенные "Страховое общество "Сургутнефтегаз", "Страховая Компания "Согласие", "Государственная страховая компания "Югория", "Страховое общество газовой промышленности" (ОАО "СОГАЗ") в ходе проведения открытого конкурса, содержат следующие ценовые предложения:
- Страховое общество "Сургутнефтегаз" - 297 898,04 рублей.
- Страховая Компания "Согласие - 272 297,60 рублей.
- Государственная страховая компания "Югория" - 265 220,61 рублей.
- ОАО "СОГАЗ - 307 919,00 рублей.
Таким образом, "Страховое общество "Сургутнефтегаз", "Страховая Компания "Согласие", "Государственная страховая компания "Югория", "Страховое общество газовой промышленности" (ОАО "СОГАЗ"), участвуя в данной процедуре, представляли недостоверную информацию в части указания цены контракта, не соответствующую требования технического задания, информации РСА, а именно, указывали цену контракта ниже возможного предела, тогда как минимальная цена контракта, которая может быть предложена по данной закупке, составляет 313 653,91 рублей.
В соответствии с Разделом III "Техническое задание на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств на 2018 год" установлены требования к качественным характеристикам оказываемых услуг:
Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев
транспортных средств оказываются в соответствии с требованиями законодательства
- Федерального закона N 40-ФЗ от 25.04.2002 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
- Федерального закона N 4015-1 от 27.11.1992 года "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
- Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
- Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства".
Согласно п. 3, п.3.1. ст. 53 ФЗ N 44-ФЗ, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
По аналогии с данной нормой закона. Заказчик должен был признать заявки "Страховое общество "Сургутнефтегаз", "Страховая Компания "Согласие", "Государственная страховая компания "Югория", "Страховое общество газовой промышленности" (ОАО "СОГАЗ") не соответствующими требованиям, указанным в конкурсной документации и отклонить их.
Таким образом, "Страховое общество "Сургутнефтегаз", "Страховая Компания "Согласие", "Государственная страховая компания "Югория", "Страховое общество газовой промышленности" (ОАО "СОГАЗ"), участвуя в данном открытом конкурсе, представляли ценовые предложения, содержащие недостоверную информацию в части указания цены контракта, что позволило "Государственная страховая компания "Югория" стать победителем данного открытого конкурса.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, информацию о стране происхождения товара и производителе товара.
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств на 2018 год (извещение N0187300014717000884) размещены на официальном сайте единой информационной системы 27.09.2017.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Согласно пункту 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО. Из пункта 1 статьи 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО. В силу пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО, Правительство Российской Федерации разработало постановление от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление N 739), которым были установлены единые базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) и т. д. Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определявшаяся в порядке, утвержденном ранее действовавшим Постановлением N 739, являлась фиксированной.
В силу Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Банку России переданы функции, в том числе по регулированию страховых тарифов по обязательному страхованию.
Такое регулирование осуществляется посредством установления в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (пункт 1 статья 8 Закона об ОСАГО).
Указанные размеры установлены в Указании N 3384-У.
Из содержания Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У следует, что для страховщиков фактически установлен тарифный коридор в части базовых ставок страховых тарифов - от минимального до максимального значения, в пределах которого страховщик вправе выбрать базовую ставку страхового тарифа.
Таким образом, в настоящее время страховщики, осуществляющие ОСАГО, могут устанавливать тарифы в рамках их минимальных и максимальных значений.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Разделом 1 "Инструкция участникам открытого конкурса" конкурсной документации установлены единые требования к участникам открытого конкурса, а также требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе, ее форма.
Аналогичная информация содержится в Разделе 2 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации.
Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе у всех участников, подавших заявки на участие в открытом конкурсе, в составе заявок присутствует информация и документы, предусмотренные конкурсной документацией:
1. Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки;
2. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);
3. Декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона в соответствии с формой N 1 "Заявка на участие в открытом конкурсе";
4. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса;
5. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса, или нотариально заверенная копия такой выписки;
6. Копии учредительных документов участника открытого конкурса;
7. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения;
8. Копия действующей лицензии на осуществление страхования (вид страхования - страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в соответствии с п. 14 ч.1 ст.32.9. Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации");
9. Заявка на участие в открытом конкурсе (Форма 1).
Единой отраслевой комиссией по имущественным и земельным вопросам Уполномоченного органа были рассмотрены заявки, поданные участниками закупки, на предмет соответствия указанных заявок требованиям извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе все заявки, поданные участниками, были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации, поскольку в составе заявок участниками закупки представлены документы и информация, соответствующая требованиям извещения о проведении открытого конкурса, конкурсной документации, Закона о контрактной системе и цена контракта, предложенная участниками закупки, не превышает начальную (максимальную) цену муниципального контракта.
Основания для признания заявок, поданных на участие в открытом конкурсе, несоответствующими требованиям извещения и документации открытого конкурса у единой отраслевой комиссии по имущественным и земельным вопросам Уполномоченного органа отсутствовали.
Согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Как следует из приложения 1 к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе по результатам оценки заявок наивысший балл - 98 присвоен участнику с порядковым номером 4 - "Государственная страховая компания "Югория", следовательно, данный участник был признан победителем открытого конкурса.
В соответствии с частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений Закона о контрактной системе и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также информация, предусмотренная частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе размещены в Единой информационной системе в сфере закупок 26 октября 2017 года в соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Таким образом, нарушения положений части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в действиях конкурсной комиссии Уполномоченного органа не установлены.
Комиссия Управления отмечает, что абзацем вторым пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России.
Конкурсная комиссия не наделена полномочиями по рассмотрению вопросов обоснованности и достоверности ценовых предложений участников открытого конкурса.
Иное являлось бы нарушением Закона о контрактной системе и привело бы к необоснованному отклонению заявок участников закупки, нарушению их прав и препятствованию в осуществлении предпринимательской деятельности.
Далее, антимонопольный орган отмечает, что АИС ОСАГО является базой данных, которая содержит информацию о договорах, заключенных между страховыми компаниями и клиентами. В частности, в ней отображаются данные об авариях, в которые за предыдущие несколько лет попадал водитель.
Ее оператором является профессиональное объединение страховщиков, которое носит название "Российский союз автостраховщиков" (РСА). В обязанности этого оператора входит:
сбор и обработка сведений и персональных данных клиентов страховых компаний в соответствии с законодательными требованиями;
защита персональных данных и предотвращение несанкционированного доступа к ним третьих лиц;
организация расчетов между страховщиками;
другие полномочия, направленные на реализацию целей работы системы.
Информация, которая содержится в системе, делится на две группы:
общего доступа - ознакомиться с ней могут все желающие;
ограниченного доступа - предоставляется только небольшому кругу лиц (страховщикам, представителям органов власти, профессиональным объединениям).
С ее помощью страховщики теперь могут проверить потенциального клиента и правильно определить стоимость его полиса.
При этом главной целью внедрения информационной системы является наиболее правильный и точный расчет КБМ (коэффициента бонус-малус), размер которого влияет на стоимость полиса. Поскольку в систему заносятся все данные об авариях, в которых участвовал водитель, это помогает определить КБМ.
Влияние АИС на расчет коэффициента состоит в следующем:
1. При первом заключении договора страхования сведения о клиенте заносятся в базу, а КМБ определяется равным единице.
2. Если в течение года водитель не попадал в аварии, дальнейший договор заключается на более выгодных условиях (коэффициент снижается на 5% ежегодно).
3. При наличии страховых выплат в течение срока действия полиса следующий договор оформляется с повышенным коэффициентом.
При этом неважно, с какой компанией заключает сделку клиент - с прежней или с новой. Благодаря АИС любой страховщик может проверить исходную информацию о нем в системе и установить коэффициент.
На основании вышеизложенного, при заполнении заявки участники (страховые компании) предлагают цену контракта на основании имеющейся информации в АИС, внесенной оператором профессионального объединения страховщиков - "Российский союз автостраховщиков".
При этом стоит отметить, что данная информация может отличаться в различное время в зависимости от поступивших сведений и внесенных оператором изменений (например, наступление страхового случая 19.12.2016, при этом заявка участником подана 13.12.2016).
Таким образом, цена контракта участников закупки может быть различна в зависимости от даты формирования заявки, даты формирования цены контракта, на основании информации содержащейся в АИС, и в зависимости от внесенных оператором изменений в систему АИС.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в конкурентной процедуре путем подачи предложения о цене контракта, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски, в том числе и негативные последствия.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу САО "ВСК" от 03.11.2017 N1713-ж на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа - Администрация Сургутского района (комитет экономического развития) при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств на 2018 год (извещение N0187300014717000884) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 10 ноября 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2017