Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "12" октября 2017 г. N206-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - руководителя Управления - Н.С.Меркулова; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В.Литвинова; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления И.В.Русскиной, в присутствии представителя государственного заказчика ОМВД России по Приволжскому району Астраханской области Рамазанова Р.Р. (доверенность от 30.10.2017 N61/17566) и в отсутствие представителя УМВД России по Астраханской области (надлежащим образом уведомлено), на основании обращения УМВД России по Астраханской области от 03.10.2017 N8/1652 (вх. N9553 от 05.10.2017), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика ОМВД России по Приволжскому району Астраханской области (адрес: 416450, Астраханской области, Приволжский район, с.Началово, ул.Килинчинская, 12) (далее - Заказчик) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок с реестровыми номерами: 0325100000917000004, 0325100000917000001, 0325100000917000007, а также при заключении контрактов в 2017 году и их исполнении, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России поступило обращение УМВД России по Астраханской области, содержащее копию рапорта заместителя руководителя контрактной службы УМВД России по Астраханской области А.Г. Лебедева, составленного по результатам проверки, проведенной УМВД России по Астраханской области в отношении ОМВД России по Приволжскому району (рапорт без даты и номера) (далее - обращение).
Рассмотрев указанный рапорт, Инспекция приходит к следующим выводам.
1) ОМВД России по Приволжскому району Астраханской области (далее - Заказчик) 03.05.2017 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по организации ежедневного трехразового суточного питания для подозреваемых и обвиняемых, лиц административно-арестованных, содержащихся в ИВС (реестровый номер: 0325100000917000004) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные , , , Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Однако Заказчик не установил в аукционной документации требование о декларировании участниками закупки в своих вторых частях аукционных заявок соответствия пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей по состоянию на 03.05.2017, то есть о декларировании отсутствия судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Также, по мнению подателя обращения, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной цены контракта документация об аукционе не содержит обоснование начальной (максимальной цены) контракта.
Инспекция полагает данный вывод обоснованным.
Так, в документации указано:
Наименование объекта закупки |
Источник информации о цене услуги |
Цена за 1 порцию, руб |
Оказание услуг по организации горячего питания для лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Приволжскому району, а также содержащихся в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке ОМВД России по Приволжскому району |
Предложение N 1 |
150,00 |
Предложение N 2 |
160,00 |
|
Предложение N 3 |
170,00 |
При этом в документации отражено, что "Начальная (максимальная) цены Государственного контракта составляет 370 078,84 (триста семьдесят тысяч семьдесят восемь рублей восемь десять четыре копейки). Цена за человека/день".
Между тем, приведенная информация не позволяет установить, как именно была рассчитана начальная (максимальная цена) контракта (какие использовались расчеты и с применением каких значений рассчитывалась эта цена).
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На участие в электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по организации ежедневного трехразового суточного питания для подозреваемых и обвиняемых, лиц административно-арестованных, содержащихся в ИВС (реестровый номер: 0325100000917000004) была подана единственная заявка от участника размещения заказа, о чем свидетельствует протокол рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 12.05.2017.
Требования к содержанию такого протокола установлены частями 6 и 8 статьи 67 Закона о контрактной системе. Согласно данным требованиям указанный протокол должен содержать информацию: 1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе; 2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем; 3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе. В протокол также вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.
Составленный Заказчиком протокол от 12.05.2017, вопреки выводу, указанному в обращении, содержит все необходимые сведения, предусмотренные частями 6 и 8 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2) Довод подателя обращения о том, что Заказчиком нарушены требования части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при заключении и размещении государственного контракта на оказание услуг специальной связи по доставке отправлений от 24.03.2017 N99/20 (реестровый номер извещения: 0325100000917000001) нашел свое подтверждение исходя из следующего.
20.03.2017 на официальном сайте Заказчик разместил извещение о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя) на право заключения государственного контракта на оказание услуг специальной связи по доставке отправлений от 24.03.2017 (реестровый номер извещения: 0325100000917000001) по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных - , - , - , - данной статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
Однако Заказчик заключил контракт 24.03.2017 на оказание услуг специальной связи по доставке отправлений N99/20, т.е. с нарушением сроков, предусмотренных частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе (через четыре дня).
Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения предусмотренный ч.1.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Также следует отметить, что при размещении на официальном сайте извещений о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в силу пункта 4 статьи 42 и части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе в их совокупности должно быть установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом, как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 24.09.2015 N Д28и-2868, к ограничению участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе относятся как ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, так и условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Однако при размещении извещения N 0325100000917000001 Заказчик не установил ограничение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", что не соответствует части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Между тем, Инспекция критически относится к содержащемуся в обращении выводу о том, что Заказчиком в нарушение части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе не утвержден отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Данная правовая норма не содержит требований об обязательном утверждении заказчиками такого отчета.
3) Частью 11 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с данной статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
При этом частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:
1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со Закона о контрактной системе обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным и статьи 21 Закона о контрактной системе.
Заказчик в нарушение части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе разместил на официальном сайте извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), содержащее сведения, отличные от сведений об этой закупки, содержащиеся в плане-графике, а именно: 08.09.2017 на официальном сайте размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключить контракта на услуги специальной связи по приему, обработке, хранению, перевозке, доставке и вручению отправлений (пакетов, посылок, упаковок) (реестровый номер: 0325100000917000007), где начальная (максимальная) цена контракта (10 000 руб.) не совпадает с указанной в плане-графике (40 000 руб.).
Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения предусмотренный ч.1.6 ст.7.30 КоАП РФ.
4) По мнению подателя обращения, Заказчиком нарушены требования статей 93, 103 и 104 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении пяти контрактов в части, касающейся направления сведений и документов о заключении и исполнении контрактов в уполномоченный орган и (или) размещения их на официальном сайте.
Однако обращение не содержит каких-либо сведений, которые позволили бы Инспекции идентифицировать эти контракты и проверить факт наличия либо отсутствия нарушения указанных правовых норм.
Так, в обращении не указаны ни реквизиты контрактов (дата, номер), ни предметы контрактов.
УМВД России Астраханской области же своего представителя на заседание Инспекции не направило, в связи с чем информация о контрактах у Инспекции отсутствует.
Кроме того, обращение не содержит описание объективной стороны нарушений: отсутствуют данные о том, какие именно сведения и документы (за какие периоды) о заключении и исполнении контрактов направлены в уполномоченный орган и (или) размещены на официальном сайте с нарушением установленных сроков либо не были направлены и (или) размещены, не указано время совершения нарушений, не установлена связь между такими сведениями (документами) и конкретными контрактами.
Инспекция отмечает, что в силу части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе основанием для проведения внеплановой проверки является поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Поскольку обращение не позволяет определить закупки, в действиях по осуществлению которых податель обращения обнаружил признаки нарушения Закона о контрактной системе, то оно в части, не позволяющей установить идентификационные данные о закупках, не может рассматриваться как основание для проведения внеплановой проверки контрольным органом. В противном случае, в предмет проверки контрольного органа могут быть включены закупки, не охваченные обращением, что будет свидетельствовать о проведении контрольным органом внеплановой проверки закупок в отсутствие к тому оснований, предусмотренных частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
5) Довод подателя обращения о том, что Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе путем неразмещения на официальном сайте отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, Инспекция признает нашедшим свое подтверждение.
Указанное бездействие содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
Поскольку указанный отчет не размещен Заказчиком на момент принятия настоящего решения, то Инспекция считает необходимым выдать ему предписание об устранении допущенного нарушения.
6) Также в обращении указано, что Заказчиком были нарушены правила определения начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного данной статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных данного Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного данного Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, проверка обоснованности определения начальной (максимальной) цены государственного контракта к компетенции антимонопольного органа не относится.
На основании вышеизложенного, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ОМВД России по Приволжскому району Астраханской области нарушившим ч.11 ст.21, ч.4 ст. 30, п.1 и 2 ч.1 ст.64, ч.2 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать ОМВД России по Приволжскому району Астраханской области предписание об устранении нарушения части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе путем размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения данного предписания отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год.
3. Передать материалы в орган внутреннего финансового контроля для рассмотрения в части, касающейся соблюдения правил определения начальной (максимальной) цены контракта.
4. Материалы проверки N182-17 передать уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководитель инспекции Н.С.Меркулов
Участники инспекции: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 ноября 2017 г. N 182-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2017