Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - заявитель, ООО "Новострой"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СеверСтрой" (далее - заявитель, ООО "СеверСтрой"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, ООО "Перспектива"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Недра Сибири" (далее - заявитель, ООО "Недра Сибири"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Чаринский национальный наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МР "Чаринский национальный наслег" Олекминского района РС(Я), заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом,
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МР "Олекминский район" РС(Я), уполномоченный орган): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобы ООО "Новострой", ООО "СеверСтрой", ООО "Перспектива", ООО "Недра Сибири" на действия заказчика Администрации МО "Чаринский национальный наслег" Олекминского района РС(Я), уполномоченного органа Администрация МР "Олекминский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству здания культурно-спортивного комплекса для нужд МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧАРИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАСЛЕГ" ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (изв. N 0116300005217000235), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Новострой", ООО "СеверСтрой", ООО "Перспектива", ООО "Недра Сибири".
Из текста жалобы ООО "Новострой" следует, что в соответствии с пунктом 46 информационной карты при заключении контракта Подрядчику необходимо предоставить Заказчику конкретные виды и объемы работ из числа возможных видов работ, которые перечислены в Приложении N1 к части II Информационной карты настоящей документации в объеме не менее 15% цены муниципального контракта (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570).
Положения документации об электронном аукционе, предусматривающие, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ предоставляются генподрядчиком до даты заключения контракта, не соответствуют требованиям частей 2, 3, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Из текста жалобы ООО "СеверСтрой" следует, что заказчик не предоставил право для участия в аукционе участникам, которым не требуется членство в СРО, указанных в ч. 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, чем ограничил число участников на аукционе.
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что:
1) В пункте 2 "Стены" технического задания содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.
2) Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, предусмотрены отдельные штрафы, начисляемые поставщику по контракту, заключенному по результатам закупки, участниками которой могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, которые меньше штрафов, начисляемых поставщику в общем случае. Однако, штрафы, установленные заказчиком, не учитывают указанное требование и рассчитаны по общим основаниям.
Из текста жалобы ООО "Недра Сибири" следует, что:
1) в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчик не разместил проектно-сметную документацию в полном объеме в единой информационной системе, в связи с чем у участников закупки отсутствует возможность объективно сформировать свое предложение для участия в электронном аукционе.
2) проект контракта, размещенный Заказчиком в составе аукционной документации, не содержит условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ.
Из совместного письменного пояснения заказчика и уполномоченного органа следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 года N 570 в аукционной документации было установлено требование о том, что при заключении контракта подрядчику необходимо представить заказчику конкретные виды и объемы работ из числа возможных видов работ, которые перечислены в приложении N 1 к части II "Информационная карта" аукционной документации в объеме не менее 15% цены муниципального контракта (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 года N 570). Конкретные виды и объемы работ подрядчик представляет заказчику до направления проекта контракта заказчиком.
Так как начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 млн руб., заказчиком было установлено требование, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации. Участники данной закупки должны подтвердить членство СРО, представив выписку из реестра членов СРО.
Заказчик, обосновывая данную закупку, указал в техническом задании товарный знак, так как схожих характеристик при обосновании закупки не найдено, но установил эквивалентность в части III "Инструкция по заполнению заявки", таким образом, заказчик дает участнику право на использование эквивалентного товарного знака. При поступлении заявки с указанием эквивалентности аукционная комиссия рассмотрела бы заявку участника и приняла соответствующее решение.
Ошибочно были установлены штрафы по общим основаниям.
13.10.2017 года было размещено извещение о проведении электронного аукциона в единой информационной системе, были прикреплены все документы, включая и проектно-сметную документацию в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта предусмотрено условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0116300005217000235 об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 13.10.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 685 670,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе поданы 3 заявки от участников закупки, допущены все участники закупки к участию в электронном аукционе;
5) на момент рассмотрения жалоб по существу электронный аукцион не проведен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Недра Сибири" частично обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части неразмещения проектной документации в полном объеме в составе аукционной документации признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в соответствии с частью 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Предметом данной закупки является выполнение работ по строительству здания культурно-спортивного комплекса для нужд МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧАРИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАСЛЕГ" ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ).
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 743 ГрК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.02.2008 г. N 87.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации следует, что проектная документация также делится на текстовую часть, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; графическую часть, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Частью IV "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"3. Требования к качеству и техническим характеристикам работ
Технология и методы производства работ должны быть обеспечены в полном соответствии с проектной документацией 0116/1-АС, сметной документацией, настоящим техническим заданием, стандартами, нормами и правилами, и иными действующими на территории РФ нормативно-правовыми актами.
Устройство деревянных ферм принять в соответствии с проектной документацией N 632-АС (лист 22).
Состав работ (поставок) и применяемых материалов согласно проектной документации N0116/1-АС и сметных расчетов".
4. Требования к материалам, используемым при выполнении работ
- Материалы применить согласно проектной документации 0116/1-АС;
- Материалы, используемые при выполнении работ, должны быть новыми, не бывшими в употреблении, сертифицированы, приобретаются и доставляются за счет поставщика.
5. Требования к Подрядчику при проведении работ
- Подрядчик несет ответственность за все действия своего персонала, в том числе и за
соблюдение персоналом законодательства Российской Федерации;
- Подрядчик вправе привлекать субподрядные организации;
Перечень документации:
Проектно-сметная документация предоставляется Заказчиком".
Также частью IV "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации установлены этапы работ, в том числе следующий:
3 Этап 2019 год | |
Двери |
Заполнение наружных и внутренних дверных проемов Установка противопожарных дверей однопольных глухих |
Окна |
Установка оконных блоков из ПВХ профилей Установка деревянных подоконных досок |
Внутренняя отделка |
Электрощитовая, Тепловой пункт Облицовка стен Устройство подвесных потолков из гипсокартонных листов Окраска водоэмульсионными составами по штукатурке стен и потолков |
Лестница |
Устройство внутриквартирных лестниц Огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций |
Крыльца |
Разработка грунта вручную Засыпка вручную ям Устройство крылец Огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций |
Пожарная лестница Пл-1 |
Разработка грунта вручную Устройство основания под фундаменты Устройство фундаментных плит Установка закладных деталей Монтаж опорных стоек Монтаж м/к лестниц , ступеней ограждения Монтаж площадок с настилом и ограждением Окраска металлических огрунтованных поверхностей |
Отопление и вентиляция |
Согласно проекту N0116/1-ОВ |
Электроосвещение |
Согласно проекту N0116/1-ЭО |
Силовое электрооборудование |
Согласно проекту N0116/1-ЭМ |
Охранно-пожарная сигнализация и оповещение |
Согласно проекту N0116/1-ПС |
Таким образом, из аукционной документации следует, что работы выполняются в соответствии с проектной документацией.
Из норм ГрК РФ следует, что проектная документация определяет объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, при этом смета является лишь частью проектной документации.
На официальном сайте ЕИС в составе аукционной документации размещена рабочая документация (архитектурное решение, шифр 0116/1-АР; архитектурно-строительные решения 0116/1-АС).
Между тем, проектная документация в полном объеме не размещена на официальном сайте ЕИС.
Следовательно, заказчиком/уполномоченным органом в нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, части 1 статьи 59, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в единой информационной системе не размещена проектная документация, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, что лишает участника закупки возможности надлежащим образом сформировать свое предложение.
Довод жалобы в части отсутствия в проекте контракта условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Предметом данной закупки является выполнение работ по строительству здания культурно-спортивного комплекса для нужд МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧАРИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАСЛЕГ" ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ).
Раздел 3 проекта контракта устанавливает порядок оплаты по контракту:
"3.1. Оплата по Контракту производится в следующем порядке:
3.1.1. оплата производится в рублях Российской Федерации безналичным расчетом путем перечисления Заказчиком денежных средств на указанный в Контракте счет Подрядчика;
3.1.2. оплата по контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней, после подписания акта приема-сдачи выполненных работ, согласно выставленных счетов, счетов-фактур на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подтверждающих выполнение работ в соответствующем отчетном периоде (месяце).
3.2. В случае начисления Заказчиком неустойки Подрядчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Заказчик вправе произвести оплату по Контракту с удержанием начисленной неустойки.
3.3.Оплату, не предусмотренную Контрактом, Заказчик не производит.
3.4.Окончательный расчет за выполнение полного комплекса работ по контракту производится Заказчиком не позднее 15 рабочих дней с даты утверждения итогового акта о приемке выполненных работ, подписанного приемочной комиссией.
3.5.Оплата выполненных Подрядчиком работ по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления Заказчиком денежных средств на банковский счет Подрядчика, указанный в Контракте.
3.6.Обязательство Заказчика по оплате считается исполненным в момент зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка, в котором открыт банковский счет Подрядчика, указанный в Контракте".
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящих графиков (далее - методика) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Методика составления указанных графиков в настоящее время не утверждена.
Таким образом, сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика нарушений норм 110.2 Закона о контрактной системе в настоящее время невозможно.
Кроме того, из пункта 3.1.2 проекта контракта следует, что оплата по контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней, после подписания акта приема-сдачи выполненных работ, согласно выставленных счетов, счетов-фактур на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подтверждающих выполнение работ в соответствующем отчетном периоде (месяце). Следовательно, поэтапная оплата выполненных по контракту работ предусмотрена проектом контракта.
Довод подлежит признанию необоснованным.
Комиссия считает жалобу ООО "Новострой" необоснованной на основании следующего.
Пунктом 46 "Дополнительные условия исполнения контракта, в том числе не связанные с предметом контракта" части II "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено следующее: "При заключении контракта Подрядчику необходимо предоставить Заказчику конкретные виды и объемы работ из числа возможных видов работ, которые перечислены в Приложении N1 к части II Информационной карты настоящей документации в объеме не менее 15% цены муниципального контракта (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570)".
Приложением N 1 "ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ РАБОТ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570)" к части II. "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено следующее:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Инженерная защита территории
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
15. Устройство внутренних слаботочных систем
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
34. Благоустройство
Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных, Постановлением Правительства N570, определяются по предложению подрядчика, включаются в контракт и, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены контракта".
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что жалоба подается только в том случае, если действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки нарушают права участника закупки, при этом обязанность по доказыванию доводов жалобы возлагается на заявителя жалобы.
Между тем, в жалобе отсутствует указание на то, каким образом вышеуказанные действия заказчика/уполномоченного органа нарушают права и законные интересы заявителя как участника закупки.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части наличия в аукционной документации указания на товарный знак без оговорки "или эквивалент" признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью IV "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
2 |
Стены |
Рубка стен из брусьев толщиной 180 мм (наружных) Рубка стен из брусьев толщиной 180 мм (контрфорсов) Рубка стен из брусьев толщиной 180 мм (внутренних) Острожка брусьев Биозащитное покрытие деревянных конструкций составом "Акватекс" |
В реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, опубликованном на сайте http://www1.fips.ru, имеется информация о действующем товарном знаке "Акватекс" (номер регистрации 300853).
Между тем, оговорка "или эквивалент" в отношении данного товарного знака в аукционной документации отсутствует.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части установления некорректных размеров штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее также - Постановление N 1042).
Согласно пункту 1 Постановления N 1042 утверждены прилагаемые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее также - Правила).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 14 685 670,00 рублей.
В соответствии с пунктом 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0116300005217000235 установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 5.7 проекта контракта установлено следующее:
"Штраф начисляется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Штраф устанавливается в размере ___________ (_____________) рублей ___ копеек. (Если работы выполняются поэтапно, то штраф устанавливается индивидуально для каждого этапа Контракта исходя из цены этапа, в этом случае штраф исходя из цены Контракта не устанавливается).
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой исходя из следующего:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
В случае, если контракт заключается с участником закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой исходя из следующего:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
(обе шкалы определения штрафа подлежат исключению из контракта после определения размера штрафа, исходя из ценового предложения участника закупки, на стадии направления проекта контракта на подпись участнику закупки)".
Следовательно, в проекте контракта установлены размеры штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, без учета положений пункта 4 Правил.
Заказчиком/уполномоченным органом нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия считает жалобу ООО "СеверСтрой" обоснованной на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требованиях указывается в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Предметом данной закупки является выполнение работ по строительству здания культурно-спортивного комплекса для нужд МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧАРИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАСЛЕГ" ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ).
Частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Между тем, частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 14 685 670,00 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Также частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
Следовательно, в том случае, если условия закупки соответствуют условиям, указанным в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ, требования к специальной правоспособности участников закупки надлежит устанавливать с учетом положений вышеназванных норм ГрК РФ.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0116300005217000235 в строке "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)" установлено следующее:
"Декларация участника закупки. Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (Выписка из реестра членов СРО)".
Пунктом 23 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" части II "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
<_>
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (Выписка из реестра членов СРО:
ТРЕБОВАНИЯ:
1. Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник.
2. Ценовое предложение участника не должно превышать уровень ответственности члена СРО из выписки)".
Следовательно, требования к специальной правоспособности участников закупки не установлены с учетом частей 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Заказчиком/уполномоченным органом нарушен пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300005217000235 предметом данной закупки является выполнение работ по строительству здания культурно-спортивного комплекса для нужд МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧАРИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАСЛЕГ" ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ).
Часть IV "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации содержит техническое задание на выполнение основных работ по строительству здания МБУ "Культурно-этнографический центр "Серун" МО "Чаринский национальный наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия).
Пунктом 1.1 проекта контракта установлено следующее:
"В сроки установленные настоящим Контрактом Подрядчик обязан выполнить работы по строительству здания МБУ "Культурно-этнографический центр "Серун" для нужд МО "Чаринский национальный наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные Работы".
На официальном сайте ЕИС в составе аукционной документации размещена рабочая документация (архитектурное решение, шифр 0116/1-АР; архитектурно-строительные решения 0116/1-АС) на объект "Спортивный зал в с. Бесь-Кюель в Олекминском районе" (Спортивно-культурный центр МБУ КЭЦ "Сорун" в с.Бясь-Кюель Олекминского района).
Следовательно, извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация содержат противоречивые сведения относительно наименования объекта строительства.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом установлено необъективное описание объекта закупки в части указания наименования объекта закупки, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" частично обоснованной. Довод в части неразмещения проектной документации в полном объеме в составе аукционной документации признан обоснованным.
2. Признать жалобу ООО "Новострой" необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
4. Признать жалобу ООО "СеверСтрой" обоснованной.
5. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Чаринский национальный наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия), уполномоченный орган Администрацию муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, части 4, 5, 8 статьи 34, часть 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 33, часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Чаринский национальный наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия), уполномоченному органу Администрации муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
7. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 ноября 2017 г. N 06-1201/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2017