Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Восточные коммуникации" (далее также - ООО "Востком", заявитель): Мурзин А.Ю. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" (далее также - ГУП "РЦТИ", заказчик, котировочная комиссия): Иванова К.Т. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Востком" на действия заказчика ГУП "РЦТИ" при проведении запроса котировок на выпуск/перевыпуск/продление усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) (изв. N 0516200000417000090), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Востком".
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя приведены следующие доводы:
1) Заказчиком неверно присвоен код ОКПД2 предмету закупки.
2) Заказчиком неправомерно установлены преимущества участникам закупки, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с Приказом Минэкономразвития N 155 от 25.03.2014 года.
3) Заказчиком установлено излишнее требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В ходе рассмотрения представитель заказчика пояснила, что код ОКПД2 указан неверно, также ошибочно установлены преимущества участникам закупки в соответствии с Приказом Минэкономразвития N 155 от 25.03.2014 года.
К участникам закупки не устанавливались требования о наличии каких-либо лицензий, сертификатов.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано 25.10.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 181 216,51 руб.;
4) на участие в запросе котировок подано 3 заявки от участников закупки;
5) все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части указания в извещении о проведении запроса котировок неверного кода ОКПД2, присвоенного предмету закупки, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно извещению о проведении запроса котировок N 0516200000417000090, предметом данной закупки является выпуск/перевыпуск/продление усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
Также извещением о проведении запроса котировок N 0516200000417000090 установлено следующее:
Наименование товара, работ, услуг |
Код по ОКПД2 |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
Выпуск ЭП для Росреестра, кадастровый инженер |
26.20.21.120 |
ШТ |
46.00 |
2633.33 |
121133.18 |
Выпуск ЭП для участия в торгах на электронных площадках |
26.20.21.120 |
ШТ |
2.00 |
4316.67 |
8633.34 |
Выпуск ЭП для участия в торгах на электронных площадках (ключ B2B) |
26.20.21.120 |
ШТ |
1.00 |
4816.67 |
4816.67 |
Выпуск ЭП для работы на портале госуслуг (в системе "ГИС ЖКХ") |
26.20.21.120 |
ШТ |
8.00 |
2883.33 |
23066.64 |
Выпуск ЭП для доступа к порталу http://www.goszakazyakutia.ru |
26.20.21.120 |
ШТ |
4.00 |
4316.67 |
17266.68 |
Выпуск ЭП для СМЭВ, работы на портале госуслуг |
26.20.21.120 |
ШТ |
2.00 |
3150.00 |
6300.00 |
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 года N 14-ст утвержден Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее также - классификатор).
Классификатором предусмотрен вид 26.20.21 "Устройства запоминающие" подгруппы 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных" группы 26.20 "Компьютеры и периферийное оборудование" подкласса 26.2 "Компьютеры и периферийное оборудование" класса 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" раздела С "Продукция обрабатывающих производств".
Согласно классификатору к коду ОКПД2 26.20.21.120 вида 26.20.21 "Устройства запоминающие" относятся устройства запоминающие внешние.
Между тем, в ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что указанный в извещении о проведении запроса котировок код ОКПД2 установлено ошибочно, а также, что предметом данной закупки является оказание услуг.
Следовательно, указанный код ОКПД2 не соответствует предмету закупки.
Таким образом, в извещении о проведении запроса котировок указана недостоверная информация о коде ОКПД2.
Заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части неправомерного установления условий допуска в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 года признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 года N 155 определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
Следовательно, положения данного Приказа применяются в случае осуществления закупок товаров.
Раздел V "Преимущества и требования к участникам" извещения о проведении запроса котировок установлено следующее: "Преимущества участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза (в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014): Установлено".
Между тем, в ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что предметом данной закупки является оказание услуг.
Согласно извещению о проведении запроса котировок N 0516200000417000090 предметом данной закупки является выпуск/перевыпуск/продление усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
В части 2 "Описание объекта закупки на оказание услуг по выпуску/перевыпуску/продлению усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)" извещения о проведении запроса котировок изложено описание объекта закупки как оказываемой услуги.
Таким образом, в данном случае условия допуска в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 года установлены неправомерно.
Заказчиком нарушена часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в части установления излишнего требования к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ России признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В части 2 "Описание объекта закупки на оказание услуг по выпуску/перевыпуску/продлению усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)" извещения о проведении запроса котировок установлено следующее:
"Требования к сертификату:
Срок действия электронных подписей - не менее 1 (одного) календарного года.
Электронные подписи должны быть совместимы со средством криптографической защиты информации, установленным у Заказчика, - КриптоПро CSP.
Электронные подписи записываются на защищенные носители, принадлежащие Заказчику.
Сертификат должен быть изготовлен Аккредитованным удостоверяющим центром, имеющим:
Лицензию ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Между тем, как следует из положений извещения о проведении запроса котировок, а также как пояснила в ходе рассмотрения дела представитель заказчика, установленные требования относятся к оказанию услуг, а не к участникам закупки.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Раздел V "Преимущества и требования к участникам" извещения о проведении запроса котировок установлено следующее: "Ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 968 от 26.09.2016): Установлено"
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В данный перечень включен код ОКПД2 26.20.21.120 "Устройства запоминающие внешние".
При этом как было установлено ранее в решении, данный код ОКПД2 присвоен предмету закупки неверно.
Следовательно, установление неверного кода ОКПД2, присвоенного предмету закупки, повлекло неправомерное установление ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 968 от 26.09.2016 года.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Востком" частично обоснованной. Доводы в части указания в извещении о проведении запроса котировок неверного кода ОКПД2, присвоенного предмету закупки, и неправомерного установления условий допуска в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 года признаны обоснованными.
2. Признать заказчика Государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" нарушившим части 3, 4 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному унитарному предприятию Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 ноября 2017 г. N 06-1206/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2017