Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Луковцевой С.В. -заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "ЯкутскПроект"(далее - заявитель, ООО "ЯкутскПроект"):не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Булунскийрайон" Республики Саха (Якутия) (далее также - заказчик, Администрация МО ""Булунскийрайон" РС (Я):Кириллин Л.А. (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "ЯкутскПроект" на действия заказчика Администрации МО "Булунский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов (извещение N 0116300031917000029), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "ЯкутскПроект".
В своей жалобе ООО "ЯкутскПроект"указывает следующие доводы.
1. В извещении о проведении электронного аукциона и в пункте 18 Информационной карты аукциона документации об электронном аукционе указана противоречивая информация относительно установления преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
2. Реквизиты, указанные в извещении о проведении электронного аукциона и в пункте 15 Информационной карты документации об электронном аукционе, содержат разночтения.
3. В проекте контракта не указаны штрафы сторон и размер обеспечения исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил следующее.
1. Закупка была проведена для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в информационной карте приоритет не выставлен по технической причине.
2. Реквизиты в информационной карте и извещении разняться по технической причине, данный пункт имеет значение для победителя аукциона, а не для участников закупки.
3. В разделе 6 проекта контракта указаны штрафы для сторон, в разделе 10 прописан порядок обеспечения исполнения контракта, сумма указана в Информационной Просит признать жалобу необоснованной и выдать предписание на устранение указанных ошибок при заключении контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0116300031917000029 об осуществлении закупки размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 17.10.2017 года;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -10 942 622,74 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано5 заявок от участников закупки, все участники допущены к участию в электронном аукционе;
5) победителем электронного аукциона признано ООО "ИСПГРУПП".
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "ЯкутскПроект" частично обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о наличии разночтений в извещении о проведении электронного аукциона и в пункте 18 Информационной карты аукционной документации относительно установления преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Следовательно, извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе должны содержать сведения относительно установления преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, при этом данная информация не должна допускать разночтений.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона по данной закупке установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом в пунктах 18, 19 Информационной карты документации об электронном аукционе не установлены преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе, ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что данная закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, согласно плану-графику N 2017011630003190010001 (в редакции от 17.10.2017 г.) данная закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, заказчик нарушил требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя об указании различных реквизитов для перечисления обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении электронного аукциона и в пункте 15 Информационной карты документации об электронном аукционе признаннеобоснованным на основании следующего.
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, помимо информации, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать указание на размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что информация, указанная заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации, в том числе об установленном порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, банковских реквизитах заказчика для предоставления такого обеспечения перечислением денежных средств, должна быть достоверной и не должна содержать разночтений.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указаны следующие платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта, а также для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта:
"Номер расчётного счёта" 40302810898295000002
"Номер лицевого счёта" 56999006012
"БИК" 049829000.
В пункте 15 Информационной карты документации об электронном аукционе указаны следующие реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в случае внесения денежных средств:
Расчетный счет 40101810100000010002, л/с 04163028590 КБК 98211705050050000180
При этом в пункте 15 Информационной карты установлено, что исполнение контракта обеспечивается внесением денежных средств на указанный в извещении счет заказчика (если иной счет не установлен проектом контракта).
Следовательно, обеспечение исполнения контракта необходимо предоставлять по платежным реквизитам для обеспечения исполнения контракта, указанным в извещении о проведении электронного аукциона.
Довод заявителя об отсутствии в проекте контракта условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств подлежит признанию обоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, положения статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливают обязанность заказчика по включению в проект контракта условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление в проекте контракта размера штрафа в виде фиксированной суммы и порядка его определения, а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Как указывалось ранее, электронный аукцион на оказание услуг по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов (извещение N 0116300031917000029) был проведен у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Условия об ответственности сторон определены заказчиком в разделе 6 проекта контракта.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Проект муниципального контракта не содержит сведений, предусмотренных пунктом 4 Постановления Правительства от 30.08.2017 N 1042.
Таким образом, в нарушение частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлен надлежащий, соответствующий требованиям действующего законодательства, порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок определения размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Предметом электронного аукциона является оказание услуг по инженерно-техническому проектированию туннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов.
Согласно части 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе необходимо выполнить, в том числе следующие виды работ:
4.1. выполнить сбор исходных данных;
4.2. выполнить инженерно-геодезические изыскания;
4.3. выполнить разработку проектной документации.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из совокупного смысла вышеприведенных норм следует, что в том случае, если выполнение работ, являющихся предметом электронного аукциона, требует наличия у исполнителя (подрядчика) разрешительных документов, дающих право на осуществление определенного вида деятельности, заказчику надлежит устанавливать к участникам закупки требование о наличии таких документов и предоставлении их (их копий) в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
Согласно части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Таким образом, деятельность по подготовке проектной документации может осуществляться только членом саморегулируемой организации, при соблюдении условий, указанных в части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 55.17 ГрК РФ СРО обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов СРО при условии размещения СРО такого реестра членов СРО на своем сайте в сети "Интернет".
Согласно части 2 статьи 55.17 ГрК РФ в реестре членов СРО наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в отношении каждого ее члена должна содержаться следующая информация:
- сведения о наличии у члена СРО права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров;
- сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
- сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ определено, что форма выписки из реестра членов СРО устанавливается органом надзора за СРО.
Таким образом, специальная правоспособность лица, выполняющего работы по подготовке проектной документации подтверждается членством в СРО, а подтверждением членства в СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что извещение о проведении электронного аукциона, а также документация о проведении электронного аукциона не содержат требований, установленных в соответствии с частью 5 статьи 48, а также частью 3 статьи 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также требований о предоставлении вышеуказанных документов в составе заявки.
Кроме того, из представленных в материалы дела вторых частей заявок следует, что участники закупки, в том числе победитель электронного аукционе, не представили вышеуказанные документы.
При изложенных обстоятельствах, действия заказчика по неустановлению надлежащих требований к специальной правоспособности участников закупки признаются нарушающими пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышесказанного, Комиссия приняла решение, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признатьжалобу ООО "ЯкутскПроект"частично обоснованной в части наличия разночтений в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об электронном аукционе относительно установления преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Признать заказчикаАдминистрацию муниципального образования "Булунскийрайон" Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, часть 1 пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64, части 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Булунскийрайон" Республики Саха (Якутия)предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии С.В. Луковцева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 ноября 2017 г. N 06-1208/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2017