Резолютивная часть решения объявлена 14.11.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.11.2017 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
- "_", действующий на основании доверенности от 23.10.2017 года N УС-820,
от заказчика - ГБУЗ Республики Тыва "Республиканская больница N 1" явилась "_", которая была не допущена на заседание Комиссии, в связи с отсутствием полномочий на право представления интересов заказчика,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - ООО "ЭКОсервис",
рассмотрев жалобу (вх. N 4737 от 08.11.2017 года) ООО "ЭКОсервис" на положения аукционной документации электронного аукциона N 0112200000817002938 на оказание услуги по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В" на 2018 год для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "ЭКОсервис" в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы и пояснил, что законодательство об отходах производства и потребления не распространяется на медицинские отходы. Представителем уполномоченного органа в подтверждение своих доводов представлено письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.12.2011 года N 12-46/18775.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000817002938 на оказание услуги по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В" на 2018 год для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24.10.2017 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000817002938 на оказание услуги по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В" на 2018 год для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N1", начальная (максимальная) цена контракта - 3 402 666,67 рублей.
Предметом электронного аукциона N 0112200000817002938 является вывоз, обезвреживание и утилизация медицинских отходов класса "Б" и "В".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны) медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
На основании части 3 статьи 49 Закона об основах охраны медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
Согласно части 2 статьи 49 Закона об основах охраны и СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы подразделены в зависимости от опасности на пять самостоятельных классов:
класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
класс "Г" - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности;
класс "Д" - радиоактивные отходы.
В соответствии с пунктом 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 для учета медицинских отходов классов "Б" и "В" служат, в том числе, документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов.
Согласно пункту 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 утвержден порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - Приказ N 224), согласно которому:
- санитарно-эпидемиологическое заключение - это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
Согласно требованиям пункта 7 части 1 приложения N 2 Приказа N 224 санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на продукцию машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами).
На основании изложенного, санитарно-эпидемиологическое заключение служит подтверждением того, что организация, осуществляющая транспортирование и утилизацию медицинских отходов, является специализированной и соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Кроме того, частью 6 приложения N 2 Приказа N 224 предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
Возбудитель инфекционной болезни - это патогенный микроорганизм, эволюционно приспособившийся к паразитированию в организме человека или животного и потенциально способный вызвать заболевание инфекционной болезнью (ГОСТ Р 22.0.04-95).
Как указано выше, часть 2 статьи 49 Закона об основах охраны и СанПиН 2.1.7.2790-10 устанавливает классы опасности всех отходов, образующихся в организациях при осуществлении любой медицинской деятельности, независимо от кода ОКВЭД.
В таблице 1 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены характеристики морфологического состава всех классов опасности:
Класс опасности |
Характеристика морфологического состава |
Класс Б (эпидемиологически опасные отходы) |
Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико- диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию. |
Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) |
Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности. |
Как видно из морфологического состава классов "Б" и "В", к указанным классам относятся отходы, такие как инфицированные отходы, органические операционные отходы (органы, ткани), пищевые отходы из инфекционных отделений и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут быть возбудителями инфекционных заболеваний.
Следовательно, при вывозе, обезвреживании и утилизации указанных отходов выдаются санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что организации, осуществляющие транспортировку, обезвреживание и утилизацию медицинских отходов классов "Б" и "В" должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам объектов обезвреживания (утилизации) отходов либо договор с организацией, где планируется обезвреживание (утилизация) указанных отходов заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России и не оспаривается представителем уполномоченного органа требование к участникам закупки о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам объектов обезвреживания (утилизации) отходов либо договор с организацией, где планируется обезвреживание (утилизация) указанных отходов заказчика, в аукционной документации не установлено, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "ЭКОсервис" о не установлении в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии санитарно-эпидемиологического заключения является обоснованным.
Довод представителя уполномоченного органа о том, что законодательство об отходах производства и потребления не распространяется на медицинские отходы, Комиссией Тывинского УФАС России не принимается как основанный на неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭКОсервис" обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в аукционной документации требований к участникам закупки о наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
3. Выдать уполномоченному органу и аукционную уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии |
А.О. Ооржак |
|
|
Члены Комиссии |
С.С. Оюн
А.В. Саин
М.Ю. Сарыг-оол |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 ноября 2017 г. N 05-05-06/233-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2017