На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение Кулакова А.В. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП г. Москвы "МОСГОРТРАНС" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении единой комиссией Заказчика, Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских низкопольных автобусов для нужд ГУП "Мосгортранс" (номер извещения 0173200001417000982) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, не описавших надлежащим образом объект закупки, что ограничивает количество участников закупки, в частности, в документации об Аукционе установлено требование о наличии у участника закупки технологического оборудования - в качестве антикоррозийной обработки автобусов должен применяться катафорез с полным погружением кузова в ванны, а также неправомерно объединена в один объект закупки поставка автобусов большой вместимости и особо большой вместимости с кабиной инструктора и без таковой.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения, объявлен перерыв с 07.11. 2017 до 15.11.2017.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 20.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 643 185 112,31 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.11.2017;
5) на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки АО "МРО "ТЕХИНКОМ", признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В документации об Аукционе установлено, что согласно предмету контракта необходимо поставить следующие автобусы:
- городской автобус большой вместимости (длина до 9,5 м) - 25 шт.
- городской автобус большой вместимости - 33 шт.
- городской автобус большой вместимости с кабиной водителя инструктора - 40 шт.;
- городской автобус особо большой вместимости - 130 шт.;
- городской автобус особо большой вместимости с кабиной водителя инструктора - 10 шт.
Также в техническом задания документации об Аукционе установлено требование к кузову автобусов, в том числе "в качестве антикоррозийной обработки должен применяться катафорез с полным погружением кузова в ванны".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что объект закупки описан в соответствии с потребностью Заказчика в целях повышения качества транспортных услуг и уровня обслуживания пассажиров, при этом, вышеуказанным требованиям технического задания документации об Аукционе соответствуют автобусы, производимые, в том числе ОАО "МАЗ", ООО "ЛиАЗ" что подтверждается письмами АО "Автотехком" (исх. от 20.09.2017 N 204/ПТ), АО МРО "ТИХИНКОМ" (исх. от 05.06.2017 N 0605-372/17)..
В отношении установления требования к кузову автобусов - о необходимости применения в качестве антикоррозийной обработки катафореза с полным погружением кузова в ванны, представители Уполномоченного органа пояснили, что использование модернизированной технологии катафорезного грунтования, применение специальных защитных сварочных смесей и современных технологий позволяют не нарушать структуру металла и повысить прочность швов. Применение данных технологий является наиболее эффективным методом способом защиты от коррозии, что совокупности увеличит срок эксплуатации автобусов.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе обращения не представлено доказательств, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об Аукционе предусмотрена форма 2 (далее - Форма), содержащая таблицу, согласно которой установлены, в том числе следующие графы, которые требуется заполнить участнику закупки при подаче заявки на участие в Аукционе: "Наименование товара", "Указание на товарный знак (модель, производитель", "Страна происхождения товара", "Сведения о сертификации".
Согласно пункту 17.1 информационно карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе. При этом, в техническом задании документации об Аукционе предусмотрена таблица с техническими характеристиками автобусов, содержащей показатели товаров и значения указанных показателей товаров.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что заявку на участие в Аукционе требуется подавать по Форме.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что из положений документации об Аукционе не представляется возможным однозначно определить какими именно положениями документации об Аукционе следует руководствоваться при заполнения заявки на участие в Аукционе, а именно заполнять заявку по Форму или указывать конкретные показатели, установленные в техническом задании документации об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по ее заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявки участников закупки не признавались не соответствующими требованиям документации об Аукционе.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
При этом Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 15.11.2017 N ВП-548/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 ноября 2017 г. N ВП-548/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017