Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 ноября 2017 г. N КГОЗ-398/17 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
20.11.2017 |
Москва |
Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),рассмотрев жалобуООО "АльянсАвто"(далее - Заявитель) на действияМинистерства обороны Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукционана поставкустартерных автомобильных аккумуляторных батарей согласно перечню, утверждаемому Минобороны России: АКБ 6 СТ-66А; АКБ 6 СТ-77А; АКБ 6 СТ-90А; АКБ 6 СТ-132А; АКБ 6 СТ-190А (номер извещения 0173100004517001690) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступилажалоба Заявителяна действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено с 17.11.2017 на 20.11.2017.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившегохарактеристики аккумуляторной батареи АКБ 6 СТ-77А, противоречащие положениям ГОСТ РВ 6140-001-2006.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru(далее - ЕИС) - 31.10.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта- 2 873 379 847,47 руб.;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.11.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 20.11.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, чтоописание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно жалобев приложении N 2 к документации об Аукционедля аккумуляторной батареи АКБ 6 СТ-77А установлены значения показателей прерывистого разряда током - "690 А", емкости при разряде током - "не менее 14,4 А-ч", которые противоречат положениям ГОСТ РВ 6140-001-2006, так как закупаемая аккумуляторная батарея не может иметь установленныезначенияуказанных показателей согласно формуле, определенной ГОСТ РВ 6140-001-2006.
Приложением N 2 к документации об Аукционе установлены характеристики аккумуляторных батарей, а также требование о соответствии указанного товара положениям ГОСТ РВ 6140-001-2006. Так, например, для аккумуляторной батареи АКБ 6 СТ-77А:
"АКБ 6 СТ-77А - прерывистый разряд током 690 А в течение четырех периодов (5 с - разряд, 10 с - пауза);
- емкость при разряде током холодной прокрутки при длительности разряда 150 с должна составлять не менее 14,4 А-ч".
Комиссия, изучив ГОСТ РВ 6140-001-2006, установила, что пунктом 5.2.7 указанного стандарта определена формула для расчета прерывистого разряда током - "9С20А", где С20- номинальная емкость батареи, которая равна "77 А-ч" для аккумуляторной батареи АКБ 6 СТ-77А. Таким образом, в результате применения формулы расчета 9С20А получим значение "9*77А=693 А", что противоречит соответствующему значению, установленному в документации об Аукционе.
Кроме того, пунктом 5.3.1.5ГОСТ РВ 6140-001-2006 определена формула для расчета емкости при разряде током - "не менее 0,2С20А-ч", где С20- номинальная емкость батареи, которая равна "77 А-ч" для аккумуляторной батареи АКБ 6 СТ-77А. Таким образом, в результате применения формулы расчета 0,2С20А получим значение "0,2*77А=15,4 А", что противоречит соответствующему значению, установленному в документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, требования, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Представители Заявителя на заседании Комиссии в устной форме огласили дополнительный довод к жалобе, согласно которому Заказчик в документации об Аукционе установил требования к характеристикам аккумуляторных батарей, которые обязывают участника закупки при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе иметь в наличии товар для представления подробных сведений о химическом составе такого товара, показателях технологии производства.
Приложением N 2 к документации об Аукционе установлены характеристики электролита, используемого для проведения контрольных испытаний аккумуляторных батарей. Так, например:
"- массовая доля моногидрата (H2SО4), %, в диапазоне 92-94; массовая доля железа (Fe), %, не должна превышать 0,010; массовая доля остатка после прокаливания, %, не должна превышать 0,03; массовая доля окислов азота (N2O3), %, не более 0,00003 или не более 0,00001; массовая доля мышьяка (As), %, от0,00005 до 0,00008; массовая доля хлористых соединений (Сl), %, не должна превышать 0,0003; массовая доля марганца (Мn), %, не более 0,00005 или не более 0,0001; массовая доля суммы тяжелых металлов в пересчете на свинец (Рb), %, не должна превышать 0,01; Массовая доля меди (Cu), %, менее 0,0006; Массовая доля веществ, восстанавливающих KМnO4, см3 раствора с (1/5 KМnO4)=0,01 моль/дм3, не более 7.
- рН дистиллированной воды должно быть в пределах 5,4-6,6; удельная электрическая проводимость при 20°С, См/м, не более5х10-4".
При этом в пункте 1.2 раздела 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению"(далее - Инструкция) документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, согласно которой "предоставляемые участником закупки значения показателей не должны содержать следующих слов и знаков: "не более", "не менее", "не менее_ не более_", "более", "менее", "свыше", "не выше", "не ниже", "выше", "ниже", "превышает", "не превышает", "от", "до", ">", "", "
", "<". Участником закупки в предложении указывается единственное конкретное значение, если иное не установлено в исключениях".
Таким образом,в соответствии с Инструкцией участник закупки в заявке на участие в Аукционе должен указать конкретные значения показателей для электролита.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.В соответствии со статьей 11 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом о контрактной системе и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе установлено, что объектом закупки является поставка стартерных автомобильных аккумуляторных батарей согласно перечню, утверждаемому Заказчиком: АКБ 6 СТ-66А; АКБ 6 СТ-77А; АКБ 6 СТ-90А; АКБ 6 СТ-132А; АКБ 6 СТ-190А.
В соответствии с проектом контракта документации об Аукционе поставщику необходимо осуществить поставку товара грузополучателям, расположенным в Новосибирской области, Московской области, Амурской области, Ростовской области.
Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о необходимости поставки товара грузополучателям, находящимся в различных федеральных округах, может оказывать негативное влияние на количество участников закупки, поскольку указанным требованиям могутсоответствовать только участники, обладающие значительными производственными мощностями и (или) финансовыми ресурсами, что ставит иных участников закупки в неравное с ними положение и приводит к невозможности участия в закупке.
Таким образом,определение в качестве предмета одного контракта поставки товаров в различные субъекты Российской Федерации, которые значительно удалены друг от друга и находятся в различных федеральных округах, может приводить к ограничению участия в таких закупках непосредственных производителей продукции, росту издержек поставщиков, созданию посреднических схем исполнения контрактов и, как следствие, существенному увеличению стоимости контрактов и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АльянсАвто"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 ноября 2017 г. N КГОЗ-398/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017