Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПМП "ПРОТОН" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на изготовление и поставку автоперевязочной АП-2 (номер извещения 0173100004517001384) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями:
1) Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) Аукционной комиссии, признавшей заявку Заявителя на участие в Аукционе не соответствующей требованиям документации об Аукционе по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 29.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 864 758 117,67 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 21.09.2017;
4)дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 28.09.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 02.10.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано АО "МЕДОБОРУДОВАНИЕ" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 739 368 190,55 руб.
1. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об Аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 21.09.2017. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 14.11.2017 (исх. от 13.11.2017 N 614/17).
Следовательно, Заявителем нарушены сроки обжалования положений документации об Аукционе, предусмотренные статьей 105 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы на положения документации об Аукционе не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправевыдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании решения и предписания Комиссии от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17, принятых по итогам рассмотрения жалобы АО "Медоборудование", Аукционной комиссии предписано, в том числе: "рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17".
Решением Комиссииот 18.10.2017 N КГОЗ-355/17 установлено, что:
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"(далее - Закон о лицензировании) деятельность, связанная с разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом, ремонтом, утилизацией и реализацией вооружения и военной техники, подлежит лицензированию.
В разделе 1 "Наименование и описание объекта закупки" приложения N 2 к документации об Аукционе установлено, что закупаемый товар принят на снабжение Вооруженных Сил СССР.
Пунктом "а" раздела 15 "Требования к участникам электронного аукциона" документации об Аукционе установлено требование о наличии у участника закупки лицензиина разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения, и военной техники(далее - Лицензия) в части производства и реализации вооружения и военной техники (класс ЕКПС 6555), выданной уполномоченным органом.
Подпунктом "б" пункта 1.1 раздела 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать копию действующей Лицензиив части производства и реализации вооружения и военной техники(класс ЕКПС 6555), выданной уполномоченным органом.
Таким образом, требование к участникам закупки о наличии Лицензии в части производства и реализации вооружения и военной техники (класс ЕКПС 6555)установлено Заказчиком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, в соответствии с Единым кодификатором предметов снабжения для федеральных государственных нужд, принятым Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.11.2014 N 7-ек, класс 6555 "Подвижные медицинские комплексы" включает также следующие предметы снабжения: "автомобили скорой и специализированной медицинской помощи, передвижные флюорографические кабинеты, подвижную специальную медицинскую технику (автолаборатории санитарно-бактериологические), дезинфекционно-душевые установки, подвижные рентгеновские кабинеты, подвижные стоматологические кабинеты, автоперевязочные".
При этом в документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к Лицензиив части производства и реализации вооружения и военной техники (ЕКПС 6555), выданную уполномоченным органом, которая позволяет участвовать в указанной закупке организациям, имеющим указанную Лицензию в части производства и реализации любого предмета снабжения, включенного в класс ЕКПС 6555.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе предметом закупки является автоперевязочная, которая входит в предмет снабжения класса ЕКПС 6555.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии у участника закупки Лицензии в части производства и реализации вооружения и военной техники (класс ЕКПС 6555), выданной уполномоченным органом, без указания конкретного предмета снабжения может привести к допуску на участие в закупке организаций, обладающих Лицензией, которая не позволяет выполнить соответствующие требованиям документации об Аукционе работы (услуги).
Согласно изложенному, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Аукционной комиссиина основании решения Комиссии от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17 выдано предписание от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17 орассмотрениивторых частей заявок на участие в Аукционес учетом информации, указанной в решении Комиссииот 18.10.2017 N КГОЗ-355/17.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 07.11.2017 N 1623/Г/ЭА/2/Пр заявка Заявителя (порядковый номер 1) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в связи с тем, что "В своей заявке участник электронного аукциона представил копию действующей лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники в части производства и реализации вооружения и военной техники (класс ЕКПС 6555), где отсутствует право на производство и реализацию автоперевязочных".
Изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что вторая часть заявки содержит копию Лицензии только в части производства и реализации вооружения и военной техники "дезинфекционно-душевые установки" (ЕКПС 6555). При этом установленная в заявке Заявителя Лицензияне позволяетвыполнить соответствующие требованиям документации об Аукционе работы (услуги).
Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, признавшей заявку Заявителя на участие в Аукционе не соответствующей требованиям документации об Аукционе по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе,не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением Комиссии от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17 установлено, что:
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в пункте "а" раздела 15 "Требования к участникам электронного аукциона" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки:
- о наличии действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части производства медицинской техники, выданной уполномоченным органом (далее - Лицензия на производство медицинской техники).
Таким образом, установленное Заказчиком в документации об Аукционе требование о наличии у участника закупки Лицензии на производство медицинской техники предполагает участие в Аукционе исключительно производителей медицинской техники.
Вместе с тем, исходя из совокупности условий данной закупки предметом Аукциона является поставка автоперевязочных, а не изготовление указанного товара.
При этом Заказчиком ранее проводились закупки на поставку аналогичных автоперевязочных в 2016, 2017 гг. и при проведении указанных закупок требование о наличии у участника закупки Лицензии на производство медицинской техники не предъявлялось.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии у участника закупки Лицензии на производство медицинской техники необоснованно и приводит к существенному ограничению количества участников закупки.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Аукционной комиссии на основании решения Комиссии от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17 выдано предписание от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17 о рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе с учетом информации, указанной в решении Комиссии от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПМП "ПРОТОН" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17 по настоящему решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 18.10.2017 N КГОЗ-355/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 ноября 2017 г. N кгоз-399
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017