Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг (533-2017К) по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100012517000495) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлено ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2. В Конкурсной документации не установлена пеня за каждый день просрочки страховых выплат.
3. В Конкурсной документации не установлена формула цены и максимальное значение контракта.
4. В Конкурсной документации не установлен объем оказываемых услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 13.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 749 243 219,52 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.12.2017;
5) 13.11.2.017 в ЕИС размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.11.2017 N ИО 1.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлено ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией не рассматривается.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации не установлена пеня за каждый день просрочки страховых выплат.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что объектом закупки является оказание в 2018-2019 годах услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Так, согласно пункту 10.4 проекта государственного контракта установлено следующее: "В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховой суммы страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 (одного) процента подлежащей выплате страховой суммы за каждый день просрочки", что не противоречит требованиям Федерального закона N 52-ФЗ.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и в составе жалобы не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации не установлена формула цены и максимальное значение контракта.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" (далее - Постановление) определено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта, в том числе в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
Согласно извещению о проведении Конкурса, предметом закупки является оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ ФЗ.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее.
Согласно пункту 4.1 проекта государственного контракта установлено, что страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии, в пределах которой страховщик несет ответственность по контракту составляет 13 749 243 219,52 рубля. Размер страховой суммы, в пределах которой страховщик несет ответственность по контракту, определен в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона об обязательном государственном страховании.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 проекта государственного контракта установлено, что размер страхового тарифа определен страховщиком в порядке, установленном в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона об обязательном государственном страховании. В течение срока действия Контракта размер страхового тарифа изменению не подлежит. Размер страховой премии (P) определяется на основе страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, и страхового тарифа по формуле:
P = TDSN, где:
TD - размер страхового тарифа, указанный в пункте 5.1 Контракта;
S - размер страховой суммы в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, указанный в подпункте "а" пункта 4.2 Контракта;
N - количество застрахованных лиц согласно приложению к контракту".
Таким образом, согласно пояснениям представителей Заказчика вышеуказанные положения государственного контракта установлены в соответствии требованиями Федерального закона N 52-ФЗ.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и в составе жалобы не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации не установлен объем оказываемых услуг.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно положениям Конкурсной документации предметом закупки является оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ ФЗ.
Так, согласно пункту 12.1.4 Конкурсной документации "Объем оказываемых услуг" объем оказываемых услуг определяется численностью застрахованных лиц. Подлежащая страхованию в 2018-2019 годах численность лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, включая численность лиц, уволенных со службы в 2017-2019 годах, составляет 788 700 человек, в том числе уволенные - 97 230 человека.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и в составе жалобы не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" (значимость критерия KЗК3 = 20%)" (далее - Критерий).
Критерий содержит в том числе показатели "Размер уставного капитала" (далее - Показатель N 1), "Уровень выплат за 2016 год" (далее - Показатель N 2).
Показатель N 1 содержит следующий порядок оценки заявок:
"НЦБ1 - размер уставного капитала, тыс. рублей - по указанному показателю оценивается размер уставного капитала на последнюю отчетную дату. Коэффициент значимости показателя составляет 0,1. Оценка осуществляется по следующей шкале: до 500 млн. рублей включительно - 0 баллов; от 500 млн. рублей до 2,5 млрд. рублей включительно - 25 баллов; от 2,5 млрд. рублей до 7,5 млрд. рублей включительно - 50 баллов; свыше 7,5 млрд. рублей - 100 баллов.
Показатель N 2 содержит следующий порядок оценки заявок:
НЦБ3 - уровень выплат за 2016 год - по указанному показателю оценивается уровень выплат за 2016 год, определяемый как отношение объема выплат за 2016 год (показатели строк 1410 и 2210 формы N 2 страховщика за 2016 год) к объему собранной страховой премии за 2016 год (показатели строк 1110 и 2110 формы N 2 страховщика за 2016 год) и умноженное на 100%. Коэффициент значимости показателя составляет 0,4. Оценка осуществляется по следующей шкале: до 30% включительно - 100 баллов; от 30% до 45% включительно - 50 баллов; от 45% до 60% включительно - 25 баллов; свыше 60% - 0 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заказчиком порядке оценки по указанным показателям отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанным показателям, например, по Показателю N 1 - 50 баллов присваивается при представлении сведений как в отношении размера уставного капитала от 2,5 млрд. рублей, так и в отношении 7,5 млрд. рублей; по Показателю N 2 - при представлении сведений в отношении уровня выплат от 30% и 45% присваивается единственное значение 50 баллов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835), обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 Постановления Правительства N 835, обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно части 33 Постановления Правительства N 835 второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
Согласно сведения ЕИС, не размещены сведения в отношении проведения второго этапа общественных обсуждений закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в связи с технической ошибкой работы ЕИС не размещены сведения в отношении проведения второго этапа общественных обсуждений закупки.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 20, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 20.11.2017 по делу N К - 1590/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 ноября 2017 г. N К-1590/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017