На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Профит-Плюс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ "ПО "Горводоканал" (далее - Заказчик), Управления по размещению заказа Администрации города Байконур (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Управления по размещению заказа Администрации города Байконур (далее - Единая комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку транспортного средства для коммунального хозяйства (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100062017000627) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в описании объекта закупки неправомерно включены требования в отношении товарного знака.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 2.7 проекта контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок оплаты поставленного товара.
В письменных возражениях Уполномоченный орган не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукцион Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.10.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 440 100 рублей;
3) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
1. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в описании объекта закупки неправомерно включены требования в отношении товарного знака.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронному аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 3 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено следующее требование к товару "Транспортное средство для коммунального хозяйства": "Базовое шасси: МАЗ-5340В2".
В письменных возражениях Уполномоченный орган сообщил, что указанное требование к показателю "Базовое шасси" товара "Транспортное средство для коммунального хозяйства" установлено в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положением Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что товар "Транспортное средство для коммунального хозяйства" с показателем "Базовое шасси: МАЗ-5340В2" изготавливается единственным производителем, а именно ОАО "Минский автомобильный завод".
Таким образом, требования к поставляемому товару "Транспортное средство для коммунального хозяйства", установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 3 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, включившего в Конкурсную документацию требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 2.7 проекта контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок оплаты поставленного товара, выполнение которого может привести к нарушению срока оплаты.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктами 2.4 - 2.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "2.4. Оплата по Договору производится в следующем порядке:
2.4.1. Оплата осуществляется по факту поставки Товара на расчетный счет Поставщика в безналичной форме в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки Товара после проведения экспертизы либо, в случаях, предусмотренных договором, на основании представленных Поставщиком товарной накладной (по форме Торг-12), счета на оплату, счета-фактуры (в случае, если Поставщик является плательщиком НДС).
2.4.2. Оплата производится в рублях Российской Федерации.
2.4.3. Авансовый платеж не предусмотрен.
Обязательство Заказчика по оплате Товара считается исполненным в момент списания денежных средств с его расчетного счета.
Оплата по Договору осуществляется за счет средств государственного унитарного предприятия (КВР: 000 не определен).
2.4.4. В случаях, предусмотренных п. 2.7. Договора, оплата поставленного Товара производится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления Заказчику от Поставщика денежных средств в счет уплаты в полном объеме начисленной и выставленной Заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) возмещения Поставщиком убытков, согласно предъявленным Заказчиком требованиям, на основании подписанной Заказчиком товарной накладной и представленного Поставщиком счета.
2.5. В случае начисления Заказчиком Поставщику неустойки (штрафа, пени) и (или) предъявления требования о возмещении убытков, Стороны подписывают Акт сверки взаимных расчетов по Договору, в котором, помимо прочего, указываются: сведения о фактически исполненных обязательствах по Договору, сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями Договора, размер неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков, подлежащей взысканию, основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков, итоговая сумма, подлежащая оплате Поставщику по Договору.
2.6. В случае подписания Сторонами Акта сверки взаимных расчетов по Договору Заказчик вправе произвести оплату Поставщику за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков согласно указанному Акту и на основании представленного Поставщиком счета.
2.7. В случае, если при начислении Заказчиком Поставщику неустойки (штрафа, пени) и (или) предъявления требования о возмещении убытков, Стороны не подписали Акт сверки взаимных расчетов по Договору, указанный в п. 2.5 Договора, Заказчик вправе не производить оплату по Договору до уплаты Поставщиком начисленной и выставленной Заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) до возмещения Поставщиком убытков, согласно предъявленным Заказчиком требованиям".
Пунктом 5.8 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Если Поставщик передал меньшее количество Товара, чем определено в сопроводительных документах, Заказчик вправе потребовать передать недостающее количество Товара и (или) направить Поставщику требование о расторжении Договора по соглашению Сторон или принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора, в случае, если поставка недостающего количества Товара потребует больших временных затрат, в связи с чем Заказчик утрачивает интерес к Договору".
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что в случае, если поставщик осуществит несвоевременную поставку товара или частичную поставку товара и Заказчик примет решение о его приемке, то стороны могут руководствоваться при взаиморасчетах пунктами 2.5, 2.6 контракта. При этом в случае, если поставщик предал меньшее количество товара, чем определено в сопроводительных документах и Заказчик принял решение об установлении срока для передачи недостающего товара, то в этом случае стороны могут руководствоваться пунктом 2.7 контракта, в связи с чем срок оплаты товара нарушен не будет, поскольку 15 рабочих дней отсчитываются с даты подписания Заказчиком документа о приемке товара.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обратное, не представил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3.3 Инструкции участникам Аукциона части II документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в Аукционе: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 22 части III "Информационная карта электронного аукциона" и в пункте 22.1 (при наличии таких требований) части III "Информационная карта электронного аукциона" (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 22 (за исключением подпункта 1) части III "Информационная карта электронного аукциона", а также декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления в пункте 25 части III "Информационная карта электронного аукциона" ограничения в отношении участников электронного аукциона, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, (Форма 7.3 "Рекомендуемая форма декларации участника электронного аукциона на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг")".
Подпунктом 9 пункта 22 Информационной карты документации об Аукционе установлены единые требования к участникам Аукциона, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Подпунктом 2 пункта 26 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, декларацию "о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным п.п. 2-8 пункта 22, а также декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления в пункте 25 части III "Информационная карта электронного аукциона" ограничения в отношении участников электронного аукциона, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (форма 7.3 "Рекомендуемая форма декларации участника электронного аукциона на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг")".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены ненадлежащие требования к составу документов, предоставляемых участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе, а именно декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией. Кроме того, установленная инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить надлежащий состав второй части заявки на участие в Аукционе.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 656) утвержден перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 53 Информационной карты документации об Аукционе установлены условия, запреты ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно "Установлен запрет в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом в Постановлении N 656 установлены виды документов, которыми подтверждается страна происхождения товара.
Вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе не установлен конкретный перечень документов, которые участник Аукциона должен предоставить во второй части заявки на участие в Аукционе согласно Постановлению N 656.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащие требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного часть 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 21.11.2017 по делу N ВП - 557/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2017 г. N ВП-557/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017