Резолютивная часть решения оглашена "15" ноября 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "20" ноября 2017 года.
в присутствии: представителя заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России /___./ (паспорт, доверенность), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ", рассмотрев жалобу N258-03з/2017 ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" по существу, установила: |
09.11.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N 0373100068217000850), предметом которого является закупка лекарственных средств.
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 20.10.2017 г. (с последующими изменениями от 07.112017г.) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0373100068217000850 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого являются закупка лекарственных средств (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 4 379 434,88 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ФГБУ "НМИЦ радиологии Минздрава России".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении аукциона - 23.11.2017 09:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам заявителя жалобы, в технической части аукционной документации заказчик при описании объекта закупки подлежащего поставке МНН "Меропенем" указал дополнительные требования: в инструкции к лекарственному препарату должно быть указание: "При многократном введении меропенема с интервалом 8 часов пациентам с нормальной функцией почек кумуляции препарата не наблюдается". При этом заявитель, являясь поставщиком лекарственного препарата МНН "Меропенем джодас" (Индия) не может подать заявку на участие в электронном аукционе в связи с тем, что в инструкциях по применению к лекарственному препарату МНН "Меропенем" в качественных характеристиках товара не указана фраза: "не кумулирует". Заявитель полает, что установление дополнительных требований в документации может привести к ограничению конкуренции и необоснованному сокращению количества участников закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно извещению о проведении аукциона N0373100068217000850, объектом рассматриваемой закупки являются лекарственные средства, в частности лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) "Меропенем".
В разделе III Документации "Техническое задание" в позициях 1,2 заказчиком установлены требования, к описанию объекта закупки, которым должен соответствовать в частности лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) "Меропенем": "При многократном введении меропенема с интервалом 8 часов пациентам с нормальной функцией почек кумуляции препарата не наблюдается".
Согласно пояснениям представителя заказчика ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, фраза "не кумулирует" и фраза "кумуляция препарата не наблюдается" равнозначные и означают одно и тоже.
Из словаря медицинских терминов следует, что "кумуляция" (лат. cumulo, cumulatum складывать, накоплять) в фармакологии и токсикологии - накопление биологически активного вещества или вызываемых им эффектов при повторных воздействиях лекарственных веществ и ядов.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, представителем заказчика были представлены инструкции аналогичных по применению лекарственных препаратов для медицинского применения в качественных характеристиках которых установлено: "При многократном введении меропенема с интервалом 8 часов пациентам с нормальной функцией почек кумуляции препарата не наблюдается".
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, помимо возможности заказчика устанавливать в документации потребительские свойства, позволяет указывать также иные показатели (требования к товару), связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, в нормах Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ императивно закреплено право Заказчика устанавливать в документации о закупке требования к поставляемому товару с учетом его потребностей, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законодательством о закупках не предусмотрена обязанность Заказчика обосновывать в документации свои потребности при установлении требований к товарам, поставка которых является предметом закупки.
Из системного толкования норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Таким образом, лекарственный препарат с требуемыми Заказчиком характеристиками по лекарственной форме и дозировке в наибольшей мере соответствуют его потребностям.
Кроме того, исходя из положений части 1, части 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, обязанность доказывания нарушенных прав и законных интересов возложена на заявителя жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не ограничивают заказчика в установлении функциональных, технических, качественных характеристик товара, являющихся значимыми для заказчика, а заявителем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих о возможности отклонения заявки Общества на участие в электронном аукционе.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 15 ноября 2017 г. N 258-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017