Резолютивная часть решения оглашена "16" ноября 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "17" ноября 2017 года.
в присутствии: представителя заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России /___./ (доверенность, паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "АРТСТРОЙ-М", рассмотрев жалобу N262-03з/2017 ООО "АРТСТРОЙ-М" по существу, установила: |
14.11.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "АРТСТРОЙ-М" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0373100068217000882), предметом которого является закупка продуктов питания.
ООО "АРТСТРОЙ-М" полагает, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации избыточных требований к объекту закупки.
Заказчиком - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "АРТСТРОЙ-М", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 30.10.2017 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0373100068217000882 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является закупка продуктов питания(далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 89 033 517, 00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России.
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 15.11.2017 09:00.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "АРТСТРОЙ-М", Заказчик в Приложении N2 к техническому заданию (требования к продуктам), по параметрам: П.1 "Массовая доля плодов, не соответствующих данному товарному сорту, %; п.2: Массовая доля плодов с отклонениями от установленных по наибольшему поперечному диаметру размеров не более чем на 0,5 см (или по массе более чем на 10%); Разница между наименьшим и наибольшим поперечными диаметрами плодов в одной упаковочной единице; Массовая доля плодов потертых; п.4 Влажность изделий; зольность изделий; п.5: Предельные нормы массовой доли мышечной ткани, ди апазон; массовая доля белка; Массовая доля общего фосфора в пересчете на Р205; Массовая доля нитрита натрия; Остаточная активность кислой фосфатазы; Массовая доля хлористого натрия; и.8: массовая доля хлоридов; Массовая доля горошка от массы нетто консервов, указанной на этикетке; И так далее практически ко всему документу, установил избыточные требования, что нарушает правило объективного описания объекта закупки.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, а также проведения внеплановой проверки размещенной закупки, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
По всем требованиям к продуктам, указанным в Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, номера ГОСТ, которым должны соответствовать продукты питания, а также соответствующие значения показателей, которые подлежат указанию участниками аукциона в первой части заявки.
Так, например, по позиции 1. Абрикосы свежие, установлено требование: продукция должна соответствовать ГОСТ 32787-2014.
В соответствии с ГОСТом 32787-2014 АБРИКОСЫ СВЕЖИЕ Технические условия, раздел 4:
Свежие абрикосы в зависимости от качества подразделяют на три товарных сорта: высший, первый и второй.
Далее, в указанном ГОСТе, в разделе 5, содержатся технические требования: Свежие абрикосы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и быть подготовлены и расфасованы в потребительскую тару по технологической инструкции с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами государства, принявшего стандарт.
Также, согласно разделу 6, вышеуказанного ГОСТа, упаковка свежих абрикосов согласно нормативным правовым актам государства, принявшего стандарт.
Кроме того, согласно разделу 8 ГОСТ 32787-2014 свежие абрикосы принимают партиями. Под партией понимают любое количество свежих абрикосов одного помологического и товарного сорта, упакованное в тару одного вида и типоразмера, поступившее в одном транспортном средстве и оформленное одним документом, удостоверяющим качество и безопасность продукта.
Сопровождающий документ должен содержать следующую информацию:
- номер документа и дату его выдачи;
- наименование и адрес отправителя;
- наименование и адрес получателя;
- наименование продукта;
- помологический сорт;
- товарный сорт;
- число упаковочных единиц;
- масса нетто;
- дата сбора, упаковывания, отгрузки;
- условия хранения;
- номер и вид транспортного средства;
- обозначение настоящего стандарта;
- информация о подтверждении соответствия.
Таким образом, информация, которую участник закупки должен указать в первой части заявки может содержаться только в сопроводительных документах на товар (документах, удостоверяющих качество и безопасность продукта), и участник закупки на момент подачи заявки не может предоставить достоверных сведений о данных показателях.
Аналогичные требования содержатся по всем пунктам Приложения N2 к Техническому заданию.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа документации и требований ГОСТов, следует вывод о том, что заказчик предлагает участникам указать в заявке те показатели, которые становятся известными после изготовления (выращивания) и отгрузки определенной партии товара и на момент подачи заявки участник не может владеть информацией о конкретных показателях физических, химических, органолептических свойств продуктов питания, указанных в Приложении N2 к Техническому заданию.
Установленные в Приложении N2 к Техническому заданию требования о поставке товара определенной марки, сорта, вида и т.д, в полной мере позволяют определить соответствие закупаемого товара потребности Заказчика. Необходимость указания в заявке физических, химических, органолептических свойств является излишним требованием, так как подтверждение соответствия ГОСТ может быть представлено только в сопроводительных документах на товар с указанием конкретных характеристик этих свойств, которые определяются производителем.
Таким образом, участник закупки может и не иметь указанный товар в наличии при заполнении заявки для участия в аукционе, вследствие чего, не может представить ни конкретных, ни диапазонных значений показателей по указанным в документации характеристикам, так как эти показатели определяются при изготовлении (выращивании) и отгрузки определенной партии товара.
Вышеуказанные требования заказчика о необходимости указания в составе первых частей заявок конкретных (или диапазонных) значений товаров либо их компонентов не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, так как данные конкретные значения (диапазоны) (при их наличии) становиться известными только после изготовления такого товара и отражаются (в случае необходимости) производителем в документации на товар. В свою очередь Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке.
Данные нарушения не позволяют заполнить заявку участникам аукциона, вследствие отсутствия у участника информации о большинстве показателей, указанных в Техническом задании. Кроме того, подобное описание объекта закупки приводит к созданию условий, ограничивающих количество участников аукциона, так как представить достоверные и сведения по показателям, установленным в ТЗ имеют возможность только участники, имеющие в наличии указанный товар с результатами испытаний по требуемым показателям.
Участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо. Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретные характеристики товаров, не закреплена действующим законодательством.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения требований к описанию участником закупки требований, которые уже определены ГОСТом и гарантируются только производителем товара, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается установление требований к составу заявки, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание в документации о закупке объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки только при необходимости.
В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, установив в документации соответствие требуемых материалов ГОСТам, указав требуемый вид, сорт, группу и т.д., у Заказчика отсутствует необходимость "переписывания" в Техническое задание требований, предъявляемых к производству таких товаров или химическому составу без необходимости. Техническое задание, имеющееся в данном аукционе, значительно увеличивает объем заполнения заявки, вводит участников в заблуждение, не позволяет определить потребность Заказчика, возможность надлежащего и достоверного заполнения заявки имеется только у участника, имеющего в наличии требуемый материал, с результатами проведенных испытаний.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, во взаимосвязи части 2 с частью 1 статьи 33 ФЗ-44, описание объекта закупки должно быть объективным, содержать только необходимые Заказчику требования и только те показатели, которые позволяют определить соответствие товара потребности заказчика именно в таком товаре. Например, указание на конкретные марки, виды товара, если в соответствии с ГОСТ производятся несколько видов товара с разными показателями (при этом для каждой марки эти показатели уже определены ГОСТом, в связи с чем указание их в Техническом задании не требуется).
По смыслу статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Основным правилом описания объекта закупки является то, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Позиция Калужского УФАС России согласуется с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в котором указано:
"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Указанная позиция также подтверждается судебной практикой: Постановлениями Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу А17-7739/2015, по делу А17-3213/2015, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делуА56-60604/2015, Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу NАКПИ16-1287.
Следует также отметить, что, давая согласие на поставку товара, соответствующего ГОСТ, а также указывая в заявке конкретную марку, сорт товара, участник закупки несет ответственность за поставку и использование товара, характеристики которого должны будут соответствовать показателям, установленным в ГОСТ, что также подтверждает отсутствие необходимости указания излишних детализированных требований в Техническом задании. Доказательств обратного Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России при утверждении аукционной документации (извещение на сайте ЕИС N0373100068217000882) части 2 статьи 8, пунктов 1,2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, принимая во внимание, что по вышеуказанному электронному аукциону выдано предписание о внесении изменений в аукционную документацию по результатам рассмотрения жалобы ООО "Московия Логистик", Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "АРТСТРОЙ-М" обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России при утверждении аукционной документации N0373100068217000882, предметом которой является закупка продуктов питания, нарушающими требования части 2 статьи 8,пунктов 1,2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Предписание Заказчику - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России не выдавать, в связи с тем, что по данному электронному аукциону N0373100068217000882, предметом которой является закупка продуктов питания, выдано предписание о внесении изменений в аукционную документацию по результатам рассмотрения жалобы ООО "Московия Логистик".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 17 ноября 2017 г. N 262-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017