Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело NN 2214/03, 2215/03 по жалобам Заявителя-1, Заявителя-2 о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300030017000057 "Реконструкция здания НС-1, гидравлического сооружения (площадка НС-2) и водовода фильтрованной воды в селе Куйбышево Куйбышевского района Ростовской области" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя-1 (Тычко Н.Ю.), представителя Заказчика (Гостева О.Ю.), в отсутствии представителей Заявителя-2, Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, в которых обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300030017000057 от 26.10.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 25 902 000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 11.11.2017 года в 00 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя-1 является описание Заказчиком объекта закупки с нарушением ст.33 Закона. По мнению Заявителя, в Техническом задании Заказчиком необоснованно установлены "избыточные требования" к техническим характеристикам товаров, которые являются "расходуемыми" при выполнении работ (электроды). Также Заявитель-1 указал на необъективное описание объекта закупки таких товаров, как швеллер, арматурная сталь, камни бетонные бортовые, пиломатериалы, кабель. По мнению Заявителя, данные товары описаны таким образом, что участник может предложить в заявке товар, соответствующий требованиям документации, но не соответствующий требованиям ГОСТ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
В Инструкции по заполнению заявки Заказчик установил:
максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, установлены в разделе 14 данной документации и указаны для товаров, используемых для выполнения закупаемых работ (далее - Техническое задание).
Внеплановой проверкой установлено, что объектом закупки является реконструкция здания насосной станции. При описании требуемых к поставке электродов указаны их технические, функциональные и качественные характеристики. Требований в отношении товарных знаков, фирменных наименований, наименований конкретных производителей Заказчик не установил.
Законодатель предоставил право Заказчику самостоятельно устанавливать технические и функциональные характеристики необходимого ему товара в соответствии с потребностями.
Положения Закона регулируют спорные отношения с целью установления единого порядка проведения закупок, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при выполнении Заказчиком действий, направленных на обеспечение государственных нужд, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц при проведении закупок и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в контрактной системе, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Вместе с тем, размещение закупки предполагает удовлетворение, в том числе нужд государственных учреждений, то есть обеспечиваемых федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Таким образом, в конкретной ситуации предмет аукциона должен был формироваться в соответствии с потребностями бюджетного учреждения.
Внеплановой проверкой установлено, что электроды, описанные в Техническом задании, необходимы для использования в процессе выполнения работ, являющихся предметом аукциона, их использование обеспечивает соблюдение заданной технологии производства работ. Иные товары, указанные Заявителем-1, описаны Заказчиком с соблюдением требований ГОСТ, что также не оспаривается Заявителем-1.
Доказательств ограничения участников закупки в виде создания дополнительных препятствий при заполнении заявок Заявителем-1 не представлено. Никому из участников данной закупки не отказано в допуске к торгам по позициям Технического задания, описанным в рассматриваемом доводе жалобы Заявителя-1.
Правовая позиция по данному вопросу высказана в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2012 года по делу N А53-27684/2011.
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя-1 следует признать необоснованным.
Согласно доводам Заявителя-1, Заказчик в Инструкции по заполнению заявки установил противоречивые требования по указанию в составе заявки рисунков (изображений товара) описанных в Техническом задании.
Внеплановой проверкой установлено, что в Инструкции по заполнению заявки Заказчик, в том числе, указал:
- в документации об электронном аукционе могут содержатся изображения используемых товаров. На таких изображениях и в пояснениях к ним также могут быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие данных товаров требованиям, установленным Заказчиком;
- участник электронного аукциона вправе не указывать изображение товара, но в этом случае должен в явной форме обозначить, какому из установленных изображений соответствует предлагаемый им вариант товара.
Учитывая положения Инструкции, в соответствии с которыми участник вправе не указывать в заявке изображения предлагаем к поставке товаров, данный довод жалобы Заявителя-1 следует признать необоснованным.
Согласно доводам Заявителя-1, Заказчик установил требования к значениям показателей, которые могут быть установлены участником только по результатам испытаний имеющегося в наличии товара.
Объектом настоящего аукциона является приобретение и установка детского игрового оборудования. Формируя документацию об аукционе, заказчик определяет: перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения; перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Следовательно, определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом, Заказчик должен учитывать ранее обозначенный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
Согласно Решению Верховного Суда РФ от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287, Закон не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Аналогичная правовая позиция изложена в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
При этом, Заказчику, на стадии подготовки документации, при установлении требований к показателям товара и возложении на участников закупки обязанности по указанию конкретных значений таких показателей, необходимо учитывать следующее.
Отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
В документацию об аукционе Заказчик включил Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. В указанной инструкции Заказчик, в том числе, установил требование об указании в заявках конкретных показателей поставляемых товаров.
Анализируя названные положения документации, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик потребовал от участников закупки указание конкретных значений показателей товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, являющихся предметом аукциона.
Так, например, согласно Техническому заданию Заказчику к поставке/использованию, необходим "анкер".
По данному товару Заказчик установил требования, в том числе:
минимальная вырывающая сила (легкий бетон): не менее 1,85 кН. Минимальная вырывающая сила (бетон В25), кН, не менее: 5,20.
Согласно п.4 "ГОСТ Р 56731-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Анкеры механические для крепления в бетоне. Методы испытаний" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2015 N 1895-ст) указанные показатели определяют по результатам испытаний.
Как видно из п.6.3 ГОСТ Р 56731-2015:
6.3 Испытание на вырыв.
6.3.1 Нагружение анкера выполняют до достижения одного из предельных состояний по 6.1.2. Перемещения анкера относительно поверхности бетона должны быть измерены путем использования одного индикатора перемещения на головке анкера или двух индикаторов, располагаемых по обе стороны от анкера. В последнем случае необходимо принимать среднее значение перемещения.
6.3.2 При испытании в основании с трещиной испытание проводят в такой последовательности. С помощью клиньев, установленных в заранее подготовленные отверстия, формируют трещину в основании, после чего извлекают клинья, просверливают отверстие и выполняют контроль образования трещины в отверстии. Трещина должна проходить через отверстие по всей его глубине. После этого устанавливают анкер в место образования трещины согласно инструкции производителя. Выполняют раскрытие трещины и проводят испытание анкера.
6.3.3 В ходе испытания следует измерять ширину трещины в непосредственной близости от анкера.
6.3.4 При испытании анкера в углу бетонного элемента оснастка для испытаний должна быть расположена таким образом, чтобы допускать неограниченное разрушение бетона в углу.
Прочность на вырыв является относительной величиной, применяемой в ходе контроля качества на предприятии-изготовителе и в документах о качестве на данный товар данная величина не указывается. Проведенные испытания не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки.
В Техническом задании Заказчик установил требование о соответствии всех предлагаемых товаров действующим государственным стандартам. Сами ГОСТ по разделам четко определяют, что относится к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристиках объекта закупки. Заказчиком к товару также установлено требование о его соответствии ГОСТ, значения показателей данного товара не могут отличаться и выходить за пределы, установленные этим государственным стандартом, следовательно, требование к их описанию в составе заявки является избыточным требованием, что также нарушает правило объективного характера описания объекта закупки. ГОСТ содержит однозначно определенные значения величин для всех существенных характеристик товара.
Аналогичные требования установлены Заказчиком при описании таких товаров, как например:
- лента монтажная с кнопками: максимальная сила соединения (застегивания) ленты кнопкой должна быть не менее 60 Н. Допустимая растягивающая сила на соединении лента-кнопка, Н: лента ЛМ5 - 50, лента ЛМ10 - 100.
В материалах дела отсутствуют доказательства объективной необходимости Заказчика в описании участниками торгов сведений о данных товарах, получаемых в результате испытаний. По делу не имеется обоснования того, чем именно наличие в составе заявок сведений об указанных товарах способствует эффективности осуществления закупки.
Таким образом, результаты испытаний не являются показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи 33 Закона, так как не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, что является необъективным описанием объекта закупки и свидетельствует о нарушении статьи 33 Закона.
Соответственно, Заказчик, устанавливая требования об указании в составе первой части заявки многочисленных, подробных сведений о свойствах названных товаров, действовал не в соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона, что является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона.
Установление Заказчиком требований к наличию в первой части аукционной заявки сведений, не представляющих собой показатели товара, существенно усложняет процесс заполнения заявки на участие в аукционе. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 года по делу NА53-19097/2016 и от 23.06.2017 по делу N А53-27256/2016.
Согласно доводам жалобы Заявителя-2, Заказчик в Техническом задании указал ГОСТ, которым должны соответствовать товары и материалы, используемые при выполнении закупаемых работ, но не сопоставил каждый ГОСТ с показателями технических характеристик конкретных поставляемых товаров, что, по мнению Заявителя-2, нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Внеплановой проверкой установлено, что в Техническом задании Заказчик установил, в том числе, следующее: используемые для выполнения работ товары должны отвечать требованиям соответствующих ГОСТ, в том числе: ГОСТ 125, ГОСТ 283, ГОСТ 530, ГОСТ 1144, ГОСТ 1147, ГОСТ 2162, ГОСТ 2333, ГОСТ 2889, ГОСТ 3070, ГОСТ 3241, ГОСТ 3282, ГОСТ 3826, ГОСТ 4028, ГОСТ 4029, ГОСТ ISO 4032-2014, ГОСТ ISO 4033-2014, ГОСТ 5781, ГОСТ 6141, ГОСТ 6266, ГОСТ 6465, ГОСТ 6617, ГОСТ 6665, ГОСТ 6787, ГОСТ 7372, ГОСТ 7798, ГОСТ 7805, ГОСТ 7931, ГОСТ 8240, ГОСТ 8267, ГОСТ 8292, ГОСТ 8479, ГОСТ 8486, ГОСТ ISO 8673-2014, ГОСТ ISO 8674-2014, ГОСТ 8736, ГОСТ 9128, ГОСТ 9179, ГОСТ 9466, ГОСТ 9467, ГОСТ 10450, ГОСТ 10503, ГОСТ 11371, ГОСТ 11955, ГОСТ 15167, ГОСТ 18123, ГОСТ 19681, ГОСТ 21930, ГОСТ 22245, ГОСТ 23166, ГОСТ 24454, ГОСТ 25129, ГОСТ 25809, ГОСТ 26633, ГОСТ 28013, ГОСТ 28196, ГОСТ 28246, ГОСТ 28961, ГОСТ 30136, ГОСТ 30493, ГОСТ 30674, ГОСТ 30971, ГОСТ 31108, ГОСТ 31996, ГОСТ 32389, ГОСТ 32412, ГОСТ 32415, ГОСТ 32496, ГОСТ 33290, ГОСТ Р 52020, ГОСТ Р 52749, ГОСТ Р 53338, ГОСТ Р 53486.
Заказчик использовал при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, а также технические условия производителей.
В жалобе Заявитель-2 не указывает, что ГОСТ, перечисленные в Техническом задании являются недействующими или не распространяются на товары, подлежащие использованию при выполнении закупаемых работ. Статья 33 Закона не содержит требования об указании номеров ГОСТ в каждой позиции Технического задания при описании конкретного товара. Таким образом, данный довод жалобы Заявителя-2 следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-2 является нарушение Заказчиком положений Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 при формировании документации об аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.110.2 Закона Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.
Учитывая, что предметом аукциона является реконструкция здания насосной станции, гидравлического сооружения и водовода фильтрованной воды, Заказчик обязан включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ по строительству из числа видов работ, утвержденных названным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
Однако в документации об аукционе Заказчик не указал возможные виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Также в проекте контракта не указана ответственность подрядчика в соответствии с пп. "в" п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Довод Заказчика об отсутствии необходимости исполнять требования Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 в связи с тем, предметом аукциона является капитальный ремонт, а не реконструкция, опровергаются содержанием документации об аукционе.
Так, Заказчиком в составе документации размещен проект "Реконструкция "Здания НС-1, гидравлического сооружения (площадка НС-2) и водовода фильтрованной воды в селе Куйбышево" Куйбышевского района Ростовской области".
Из содержания данного проекта следует, что в состав работ входят технические решения и мероприятия именно по реконструкции объектов капитального строительства, например (лист 21 раздела 718-ПЗ):
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя-2 следует признать обоснованным. Заказчик нарушил п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Асвэл-Консалт", ООО "Статус" частично обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона, п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и внесении изменений в документацию об аукционе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 ноября 2017 г. N 2215/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017