Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_.>, председателя Комиссии; <_>, члена Комиссии; <_>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сталкер" (далее - ООО "Сталкер", заявитель, общество) от 09.11.2017 (вх. N 4019э. от 10.11.2017) на действия заказчика - муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Жилкомсервис" (далее МКП "Жилкомсервис") при осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона "Ремонт теплохода "Дорожник-24"", извещение N 0507600003217000011 (далее - жалоба, электронный аукцион, закупка),
при участии:
- <_> - представителя ООО "Сталкер" по доверенности от 23.10.2017;
- <_> - представителя ООО "Сталкер" по доверенности от 23.10.2017;
- <_> - представителя МКП "Жилкомсервис" по доверенности от 13.11.2017,
УСТАНОВИЛА:
1. Жалоба ООО "Сталкер" признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), принята к рассмотрению.
ООО "Сталкер", МКП "Жилкомсервис", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ", оператор) надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя ЗАО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Сталкер" подана жалоба на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя, заказчиком нарушены требования статьи 8, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Общество считает, что установление заказчиком в документации об электронном аукционе требования об обязательном наличии у участника закупки судоподъемного сооружения (СЛИП) с горизонтальным стапелем для стоянки и производства работ по контракту является неправомерным, поскольку существуют другие способы подъема судна на стапель: плавучий док, сухой док, с помощью пневматических баллонов.
Также считает неправомерным установление требования к участникам закупки о наличии в свидетельстве о признании, выданном Российским Речным Регистром, вида работ:
- по цветной (капиллярной) дефектоскопии;
- по рентгенографическому и ультразвуковому контролю металлов, сплавов и сварных соединений, визуальному и измерительному контролю сварных соединений.
По мнению Общества, при выполнении ремонта теплохода, являющегося объектом закупки, работы по цветной (капиллярной) дефектоскопии не потребуются, а работы по рентгенографическому и ультразвуковому контролю металлов, сплавов и сварных соединений, визуальному и измерительному контролю сварных соединений возможно осуществить имея договор со сторонней организацией, имеющей свидетельство о признании на проведение указанных работ.
МКП "Жилкомсервис" в отзыве от 16.11.2017, представленном в составе письма от 16.11.2017 N 1408 (вх. N 6097 от 16.11.2017) на жалобу ООО "Сталкер" и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "Сталкер", МКП "Жилкомсервис", пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось МКП "Жилкомсервис".
Объект закупки - "Ремонт теплохода "Дорожник-24"".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 500 000,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились бюджетные средства.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0507600003217000011, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 30.10.2017.
3.1. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона "Ремонт теплохода "Дорожник-24"" заказчиком установлено требование к участникам:
"Требование к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
свидетельство о праве собственности или ином законном основании на судоподъемное сооружение (СЛИП) с горизонтальным стапелем для стоянки и производства работ".
Аналогичное требование установлено заказчиком в пункте 21 "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки", пункте 30 "Требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе" раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе.
Перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок дополнительным требованиям, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также виды работ, к которым должны быть предъявлены такие дополнительные требования, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, Постановление N 99).
Комиссией Коми УФАС России установлено, что в Постановлении N 99 отсутствуют виды работ, которые могут быть отнесены к ремонту теплохода, следовательно, предъявление к участникам закупки дополнительных требований по пункту 2 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в данном случае не требовалось.
Доказательства обратного заказчиком не представлено.
Таким образом, действие заказчика - МКП "Жилкомсервис" в части установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе требования к участникам закупки о наличии свидетельства о праве собственности или ином законном основании на судоподъемное сооружение (СЛИП) с горизонтальным стапелем для стоянки и производства работ противоречит части 2 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3.2. Довод ООО "Сталкер" о неправомерном установлении требования к участникам закупки о наличии в свидетельстве о признании, выданном Российским Речным Регистром, вида работ: по цветной (капиллярной) дефектоскопии, по рентгенографическому и ультразвуковому контролю металлов, сплавов и сварных соединений, визуальному и измерительному контролю сварных соединений, Комиссия Коми УФАС России считает несостоятельным в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. 01.07.2017) (далее - Кодекс) эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Кодекса подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
Частью 2 статьи 35 Кодекса определено, что классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.
Российский Речной Регистр является федеральным государственным учреждением классификации и технического надзора за судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания при Министерстве транспорта Российской Федерации.
Российский Речной Регистр находится в ведении Департамента речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Одной их главных задач Российского Речного Регистра является осуществление технического надзора за соблюдением действующих правил и технических требований Российского Речного Регистра предприятиями, организациями и лицами, осуществляющими проектирование, постройку, переоборудование, модернизацию, ремонт, эксплуатацию судов, судовых устройств, механизмов и оборудования, а также изготовляющими материалы и изделия для установки на суда.
Организации, занимающиеся проектированием, постройкой, переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов, изготовлением и ремонтом изделий и изготовлением материалов для установки на судах, выполняющие работы, результаты которых используются Речным Регистром при проведении освидетельствований, а также испытательные лаборатории получают от Речного Регистра свидетельство о признании, удостоверяющее, что данная организация изготавливает продукцию, выполняет работы и/или оказывает услуги в соответствии с требованиями Правил РРР.
Заказчиком - МКП "Жилкомсервис" в документации об электронном аукционе установлено требование о наличии у участников закупки действующего свидетельства о признании Российского Речного Регистра - возможности выполнения следующих видов работ:
- работ по строительству, ремонту, модернизации судов с классом Речного Регистра;
- работ по изготовлению изделий судового машиностроения;
- работ по ультразвуковой толщинометрии металлоконструкций, судовых устройств, корпусов судов;
- работ по рентгенографическому и ультразвуковому контролю металлов, сплавов и сварных соединений, визуальному и измерительному контролю сварных соединений;
- работ по цветной (капиллярной) дефектоскопии.
Капиллярная дефектоскопия - это метод дефектоскопии, основанный на проникновении определенных контрастных веществ в поверхностные дефектные слои контролируемого изделия под действием капиллярного (атмосферного) давления, в результате последующей обработки проявителем повышается свето- и цветоконтрастность дефектного участка относительно неповрежденного, с выявлением количественного и качественного состава повреждений (до тысячных доле миллиметра).
Капиллярный метод контроля применяется при контроле объектов любых размеров и форм, изготовленных из чугуна, черных и цветных металлов, пластмасс, легированных сталей, металлических покрытий, стекла и керамики, применяемых, в том числе, в судостроении.
Таким образом, установление заказчиком требования о наличии у участника закупки в свидетельстве о признании вида работ по цветной (капиллярной) дефектоскопии не является излишним, а свидетельствует о потребности заказчика.
По мнению заявителя, установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии в свидетельстве о признании, выданном Российским Речным Регистром, вида работ по рентгенографическому и ультразвуковому контролю металлов, сплавов и сварных соединений, визуальному и измерительному контролю сварных соединений, неправомерно, поскольку указанный вид работ возможно осуществить участником закупки имея договор со сторонней организацией, имеющей свидетельство о признании на проведение таких работ.
Комиссия Коми УФАС России не считает такое требование заказчика неправомерным, поскольку документацией об электронном аукционе не оговаривалась обязанность выполнения всего комплекса работ непосредственным участником закупки.
Пунктом 5.3.10 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, предусмотрено право подрядчика привлекать для выполнения отдельных видов работ субподрядные организации, имеющие разрешительные документы (лицензии и др.
Представителем МКП "Жилкомсервис" на заседании Комиссии Коми УФАС России подтверждено, что участник закупки вправе, в случае отсутствия у него в свидетельстве о признании, выданном Российским Речным Регистром, определенных видов работ, требуемых заказчиком, предоставить в составе второй части заявки свидетельство о признании сторонней организации на проведение таких видов работ, с которой участником закупки заключен договор субподряда.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - МКП "Жилкомсервис" в части установления в документации об электронном аукционе требования к участникам закупки о наличии в свидетельстве о признании, выданном Российским Речным Регистром, вида работ: по цветной (капиллярной) дефектоскопии, по рентгенографическому и ультразвуковому контролю металлов, сплавов и сварных соединений, визуальному и измерительному контролю сварных соединений, противоречит пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сталкер" в части установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки о наличии свидетельства о праве собственности или ином законном основании на судоподъемное сооружение (СЛИП) с горизонтальным стапелем для стоянки и производства работ обоснованной, в остальной части необоснованной.
2. Признать действие ООО "Сталкер", в части установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки о наличии свидетельства о праве собственности или ином законном основании на судоподъемное сооружение (СЛИП) с горизонтальным стапелем для стоянки и производства работ, противоречащим части 2 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
3. В связи с существенностью допущенного нарушения, невозможностью в связи с указанным подачи заявителем заявки на участие в электронном аукционе, в целях устранения допущенных заказчиком - МКП "Жилкомсервис" нарушений части 2 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, выдать заказчику предписание об устранении указанных нарушений посредством аннулирования закупки.
4. Решить вопрос о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17 ноября 2017 г. N 04-02/10817
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2017