Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе:<__>(далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобуобщества с ограниченной ответственностью "ЦИЛЬМАЛЕС" (далее - ООО "ЦИЛЬМАЛЕС") исх. от 08.11.2017 N 97 (вх. от 13.11.2017 N 5985) на действия заказчика государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ РК "УправдорКоми") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона"Выполнение работ по содержанию мостовых сооружений в Республике Коми в 2018 - 2019 г.г.", извещение N 0107200002717001476(далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <__> - представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 10.01.2017 N 01-05/35;
- <__>., <__>., <__>., <__>, представителей ГКУ РК "УправдорКоми" по доверенностям от 17.11.2017 N б/н, 17.11.2017 N б/н, 10.01.2017 N 5, 10.01.2017 N 2,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "ЦИЛЬМАЛЕС", ГКУ РК "УправдорКоми", Министерство финансов Республики Коми,закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ"надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ООО "ЦИЛЬМАЛЕС" заявлено исх. от 17.11.20107 (вх. от 17.11.2017 N 4052э) о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителейООО "ЦИЛЬМАЛЕС", ЗАО "Сбербанк-АСТ", не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. В своей жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком неправомерно объединён объект закупки в один лот, так как, по мнению, ООО "ЦИЛЬМАЛЕС" объединение работ по обслуживанию мостовых сооружений в один лот привлечет к ограничению конкуренции, в том числе к невозможности участия в закупке субъектов малого предпринимательства, в связи, с высоким размером обеспечения заявки на участие в закупке, исполнения контракта.
При этом заявителем не конкретизировано какие именно работы неправомерно объедены заказчиком в один лот.
Министерство финансов Республики Коми, ГКУ РК "УправдормКоми" в отзывах на жалобу исх. от 17.11.2017 N 20-17/6657 (вх. от 17.11.2017 N 6115), исх. от 17.11.2017 N 04/4821 (вх. от 17.10.2017 N 6120) и на заседании комиссии заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителейМинистерства финансов Республики Коми, ГКУ "УправдорКоми",пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукционаявилосьГКУ РК "УправдорКоми", уполномоченный орган - Министерства финансов Республики Коми.
Объект закупки - "Выполнение работ по содержанию мостовых сооружений в Республике Коми в 2018 - 2019 г.г.".
Начальная (максимальная) цена контрактасоставила183 259 578.69 рублей.
Источником финансирования закупки явились средстваРеспубликанского бюджета Республики Коми, в том числе по годам: 89 832 277,53 руб. - на 2018 год; 93 427 301,16 руб. - на 2019 год.
Извещение о проведении электронного аукциона N0107200002717001476, документация электронного аукционаразмещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт)-01.11.2017.
3.В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что объединение объекта закупки в один лот приведет к ограничению конкуренции, в том числе к невозможности участия в закупке субъектов малого предпринимательства, что является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Согласноразделу III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе, заказчиком установлены требования к видам работ по содержанию мостовых сооружений в 18 муниципальных районах Республики Коми.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заслушав доводы представителей ГКУ РК "УправдоркКоми", Министерства финансов Республики Коми, изучив материалы жалобы, Комиссия Коми УФАС России пришла к следующему выводу.
Методическими рекомендациями по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах, утвержденным распоряжением Росавтодора от 30.08.1999 N 7-р установлено, что содержание мостовых сооружений - осуществляемый в течение всего года комплекс профилактических, планово-предупредительных ремонтных работ и работ по надзору и уходу за мостовыми сооружениями и за прилегающей непосредственно к ним территорией, называемой подмостовым пространством, в результате которого обеспечивается необходимая надежность и поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние мостового сооружения.
Конечной целью содержания мостовых сооружений является поддержание и непрерывное повышение технического уровня и эксплуатационного состояния мостовых сооружений в соответствии с ростом нагрузки и интенсивности движения по автомобильным дорогам.
На основании частей 5, 6 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании частей 1, 14 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Учитывая специфику выполнения работ по электронному аукциону и необходимость обеспечения оптимального баланса между интересами потенциальных участников электронного аукциона и интересами заказчика, ГКУ РК "УправдорКоми" правомерно объединила в одном лоте однотипные, технологически и функционально связанные с предметом закупки выполнения работ по содержанию мостовых сооружений.
Выполнение работ по содержанию мостовых сооружений на объектах должно осуществляться в соответствии с единым для всех объектов Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
В соответствии с Техническим заданием, работы по предмету электронного аукциона являются идентичными, что подтверждает технологическую и функциональную связь при выполнении работ по объекту закупки.
Извещением о проведении электронного аукциона установлены требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Аналогичные требования установлены пунктом 26 "Информационная карта" раздела II документации об электронном аукционе.
На основании подпункта 2.1.44. пункта 2 проекта государственного контракта подрядчик обязан по приглашению заказчика, принимать участие и обеспечить участие субподрядных организаций, задействованных в выполнении работ, в проводимых им совещаниях для обсуждения вопросов, связанных с исполнением контракта.
В соответствии с подпунктом 2.1.48. пункта 2 проекта государственного контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально некоммерческих организаций в объеме 5% от цены контракта.
В силу подпункта 2.1.49. пункта 2 проекта государственного контракта подрядчик обязан в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком предоставить заказчику: декларацию о принадлежности субподрядчика к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (или иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (приналичии печати); копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную подрядчиком.
Согласно подпункту 2.1.53. проекта государственного контракта подрядчик обязан нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнения или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению настоящего контракта субподрядчиков.
Следовательно, заказчиком в документации об электронном аукционе предусмотрена обязанность привлечения подрядчиком, субподрядчиком, которые должны является субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческимиорганизациями.
На основании пунктов 15, 16 "Информационная карта" раздела II документации об электронном аукционе размер обеспечения заявок на участие в закупке составляет 5 % начальной максимальной цены контракта - 9 162 978,93 рублей, а размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% начальной максимальной цены контракта - 18 325 957,87 рублей, что составляет 27 488 936,80 рублей общего размера обеспечения исполнения обязательств.
Начальная максимальная цена контракта составляет 183 259 578.69 рублей.
Указанный в пунктах 15, 16 "Информационная карта" раздела IIдокументации об электронном аукционе размер обеспечения исполнения обязательств соответствует требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе.
В тоже время, установленная в закупке цена за подлежащие выполнению работы, а также размер обеспечительного платежа обусловлены предметом лота, и сами по себе не влекут ограничение конкуренции.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/17 основной задачей действующего законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не только обеспечение максимально широкого круга лиц участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнения контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Требования к объемам оказываемых услуг, содержащиеся в Техническом задании документации об электронном аукционе, являются необходимыми и значимыми для обеспечения деятельностиГКУ РК "УправдорКоми".
Положения документации и проекта государственного контракта обязывают привлекать к выполнению работ субподрядчиков, следовательно, объем необходимый для выполнения по государственному контракту работ не носит ограничивающий характер, поскольку любой участник вправе самостоятельно определить, исходя из своих ресурсов, какой объем работ он может выполнить лично, а на какой будет привлекать субподрядчиком.
Вместе с тем, Комиссией Коми УФАС России было установлено, что при формировании предмета закупки заказчик исходил из своих потребностей, обусловленных особенностями региона.
Разбивка на более мелкие лоты, является правом, а не обязанностью заказчика.
Кроме этого, нормами Закона о контрактной системе не установлен запрет на объединение заказчиком предмета закупки в один лот.
Таким образом, действие заказчика - ГКУ РК "УправдорКоми" в части объединения объекта закупки в один лот, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "ЦИЛЬМАЛЕС"необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<__> |
Члены <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 ноября 2017 г. N 04-02/10838
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2017