Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
специалиста - эксперта,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Центр поставок Профит" (далее - заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой изоляции на участке тепловой сети от водогрейной котельной пос. Лесосплава д.28 до узла А (N закупки 0328300036717000161), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление районного хозяйства" _ (по доверенности от 14.11.2017 N 1020/01-06 ), представителя уполномоченного органа- муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Кольчугинского района" _ (по доверенности от 14.11.2017 б/н).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
14.11.2017 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией был объявлен перерыв до 15.11.2017.
В ходе рассмотрения дела Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой изоляции на участке тепловой сети от водогрейной котельной пос. Лесосплава д.28 до узла А (N закупки 0328300036717000161).
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1. Заказчиком в техническом задании на выполнение работ Таблица N 1 "Ведомость материалов" установлены значения показателей товаров, которые возможно получить только путем проведения испытаний. В частности для товара - скорлупы из пенополиуретана:
- кажущаяся плотность не менее 60 кг/м3;
- теплостойкость (кратковременно) не менее 100 °С не более 130 °С;
- напряжение при 10% деформации сжатия не менее 0,3 Мпа;
- водопоглощение за 24 часа должно быть не более 10% по объему;
- разрушающее напряжение при статическом изгибе не менее 0,6 Мпа.
Таким образом, заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ч. 3 ст. 33 ФЗ 44, чем ограничил возможность участия общества в качестве поставщиков, так как для предоставления обществом надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, обществу необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
Так же заявитель указывает, что при описании характеристик товаров заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки. Таким образом, заказчик нарушил ч. 6 ст. 66 ФЗ 3О контрактной системе".
2. Заявитель указывает, что заказчиком нарушены ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, а именно неверно установлены штрафы для исполнителя и отсутствует пеня для заказчика.
Представитель заказчика относительно доводов, пояснил следующее.
1. МКУ "Управление районного хозяйства" при описании объекта закупки в документации о закупке в приложении N 1 "техническом задании на выполнение работ" отражены технические и качественные характеристики материалов, используемых при выполнении работ, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации (СП 61.13330.2012 "Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов, СНиП 41-03-2003). При этом в приложении к техническому заданию указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. МКУ "Управление районного хозяйства" не включило требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, патентов, промышленных образцов, наименование места происхождения материалов или наименование производителя.
Таким образом, МКУ "Управление районного хозяйства" при описании объекта закупки определило требования к закупаемым работам с целью повышения шансов на выполнение работ именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничило количество участников закупки.
2. Относительно второго довода представитель пояснил следующее. Ответственность сторон в разделе 8 проекта муниципального контракта установлена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Учитывая вышеизложенное, МКУ "Управление районного хозяйства" просит признать жалобу ООО "Центр поставок Профит" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
1. Руководствуясь статьей 33 Федерального закона 44-ФЗ, заказчик объективно описал объект закупки, что отражено в информационной карте аукциона в электронной карте, в приложении N 1 Информационной карты техническом задании.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказания услуги, для выполнения или оказания которых используется согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Аналогичное положение содержится в пункте 46 "Требования к содержанию и составу заявки" информационной карты.
За период приема заявок с 24.10.2017 по 09.11.2017 поступило 9 заявок на участие в электронном аукционе. Рассмотрев первые части заявок, в порядке, установленном статьей 67 Федерального закона N 44-ФЗ, единая комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд Кольчугинского района приняла решение о допуске к участию в электронном аукционе 5 (пяти) участников закупки и признании участниками электронного аукциона. Первые части заявок соответствуют требованиям документации об электронном аукционе и статьи 66 Федерального Закона 44-ФЗ.
По результатам проведения электронного аукциона от оператора электронной площадки получено 4 (четыре) вторых частей заявок участников закупки на участие в электронном аукционе.
Руководствуясь ст. 69 Федерального закона 44-ФЗ единая комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе, а также документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 5 статьи 66 названного закона, и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в этом аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке на соответствие их требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и приняла решение о соответствии вторых частей заявок всех участников закупки требованиям документации об электронном аукционе и части 5 статьи 66 Федерального Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, данное описание объекта закупки позволило наиболее точно отразить потребности заказчика МКУ "Управление районного хозяйства" и не привело к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
2. В соответствии со статьей 34 Федерального закона 44-ФЗ, в проекте контракта, являющегося приложением N 3 к информационной карте аукциона в электронной форме в разделе 8 заказчиком указана ответственность сторон, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года.
Учитывая вышеизложенное, Управление муниципальным имуществом Кольчугинского района, просит признать жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из представленных заказчиком, в материалы настоящего дела документов, а так же на основании анализа информации, содержащейся в открытых источников в сети Интернет, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные заказчиком в техническом задании на выполнение работ Таблица N 1 "Ведомость материалов" показатели товара, не имеют конкретных значений; данные показатели должны быть установлены в диапазонном значении. Следовательно, участники закупки не могут указать конкретные показатели заданного товара.
Следует вывод о том, что в данной части, аукционная документация не отвечает требования статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В разделе 8 проекта муниципального контракта прописана ответственность сторон.
Постановление Правительства от 30 августа 2017 года N 1042 не содержит правила определения пени заказчику.
Однако согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В разделе 8 проекта муниципального контракта не установлена пеня для заказчика. Таким образом, следует вывод о том, что заказчик нарушил требования части 5 статьи 34 Федерального закона 44-ФЗ.
Согласно пункту 9 Постановления Правительства N 1042, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Данное положение отражено в пункте 8.7 проекта муниципального контракта.
В соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации, размеры штрафов, начисляемых исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом установлены следующим образом:
- за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа
устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена
контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей
(включительно);
- за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Заказчик в проекте муниципального контракта указал следующее:
8.4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения Подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно).
8.5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
8.6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых исполнителю, является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр поставок Профит" (далее - заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой изоляции на участке тепловой сети от водогрейной котельной пос. Лесосплава д.28 до узла А (N закупки 0328300036717000161), по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной (в части некорректного указания технических характеристик товара, используемого при выполнении работ, а так же отсутствия в проекте контракта информации о начислении пени заказчику).
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33, 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
______________________________________________________________________
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 1106-04/2017
15 ноября 2017 года г. Владимир
Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
специалиста - эксперта,
специалиста - эксперта,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 1106-04/2017 от 15.11.2017,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - МКУ "Управление районного хозяйства" по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой изоляции на участке тепловой сети от водогрейной котельной пос. Лесосплава д.28 до узла А (N закупки 0328300036717000161)
устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе в соответствии с выводами, изложенными в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 1106-04/2017 от 15.11.2017;
- продления срока подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
- обеспечения участникам закупок, ранее подавшим свои заявки, отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения.
2. Аукционной комиссии по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой изоляции на участке тепловой сети от водогрейной котельной пос. Лесосплава д.28 до узла А (N закупки 0328300036717000161) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем отмены всех процедур осуществления данной закупки и соответствующих протоколов заседаний аукционной комиссии.
3. Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тепловой изоляции на участке тепловой сети от водогрейной котельной пос. Лесосплава д.28 до узла А (N закупки 0328300036717000161) обеспечить устранение нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- обеспечения внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе;
- обеспечения продления срока подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
- обеспечения отмены всех процедур осуществления данной закупки и соответствующих протоколов заседаний аукционной комиссии;
- обеспечения участникам закупок, ранее подавшим свои заявки, отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения.
Настоящее предписание необходимо исполнить не позднее 30.11.2017.
Доказательства надлежащего исполнения предписания (в документарном виде) необходимо представить во Владимирское УФАС России не позднее 04.12.2017.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 ноября 2017 г. N Г 1106-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2017